ПЕЧАТЬ
в широком и собирательном
значении - вся печатная продукция; в более узком, но распространённом значении
термином "П." (синоним - пресса) обозначают периодич. издания, гл. обр.
газеты и журналы (см. Периодическая печать). Как одно из осн. средств
массовой информации и пропаганды П. является мощным орудием социальной
и политич. борьбы, просвещения, распространения науч. знаний, развития
культуры, формирования мировоззрения.
Возникнув в Европе в сер. 15 в. (см. Книгопечатание),
П.
около пяти столетий (до появления других средств информации - радиовещания,
а затем телевидения) служила главным средством массового общения, передачи
и сохранения знаний, идей. Первыми печатными изданиями были книги, брошюры,
листовки, в нач. 17 в. появились газеты, в сер. 17 в.- журналы; с сер.
19 в. создаются агентства печати. С развитием радиовещания и телевидения
в 20 в. П., вопреки утверждениям некоторых теоретиков, не утратила своих
функций и значения, а напротив, углубила и расширила их, о чём свидетельствует
непрерывно растущее распространение П. во всём мире.
Социальная роль П. обусловливается тем,
в чьих руках находятся материальная основа П. (типографии, бумага и др.)
и средства её распространения. На первых порах П. использовалась гл. обр.
церковью в целях укрепления и распространения религиозной идеологии (печатались
богослужебные и богословские книги). В процессе историч. развития, когда
церковь стала постепенно терять монополию на духовную жизнь общества, появилась
светская П., выражавшая и защищавшая идеологию правящих классов. Особенно
усилилась роль П. как средства идеологич. давления буржуазии на трудящихся
в эпоху развитого капитализма. В борьбе с "охранительной" П., служащей
затемнению сознания народных масс, возникла прогрессивная, революц. П.,
оппозиционная господствовавшему строю и идеологии; она росла и развивалась,
вызывая ненависть и гонения всех реакц. сил. История П. насыщена глубоко
драматичными событиями - книги, содержавшие передовые идеи и науч. открытия,
сжигали на кострах нередко вместе с их создателями, тысячи произведений
заносились папской инквизицией в "Индекс запрещённых книг", повсюду
учреждалась цензура, произведения революц. П. конфисковывались и уничтожались.
Но несмотря на все преграды, прогрессивная, революционно-демократическая
П. продолжала существовать (см., например, Вольная русская печать, Подпольная
печать).
С возникновением марксизма (сер. 19 в.)
и его распространением появилась П. нового типа - революционно-пролетарская
П., мощное орудие борьбы против эксплуататоров. В России идеи марксизма
широко пропагандировала большевистская печать, вдохновителем и организатором
к-рой был В. И. Ленин.
После победы в России Великой социалистич.
революции начался процесс становления подлинно народной П. Прежде всего
нужно было сломить сопротивление бурж. П. и создать материальные условия
для развития сов. П. Решающую роль в этом сыграл опубликованный 28 окт.
(10 нояб.) 1917 Декрет о печати, к-рым пресекалась возможность выпуска
контрреволюц. изданий и передавались в руки рабоче-крест. правительства
крупнейшие частные типографии. Основы сов. книгоиздательства заложил Декрет
ЦИК о Государственном издательстве, принятый 29 дек. 1917 (11 янв. 1918).
Коммунистич. партия повседневно руководила
и руководит процессом развития и практич. деятельностью П., считая её "...могучим
орудием пропаганды, агитации и организации; незаменимым средством воздействия
на самые широкие массы" ("КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 2, 1970, с.
85). В. И. Ленин видел главную задачу П. в том, чтобы она служила "орудием
социалистического строительства" (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36,
с. 192) и призывал "...превратить прессу из органа преимущественно сообщения
политических новостей дня в серьезный орган экономического воспитания масс
населения" (там же, с. 146). В период становления системы П. в СССР вопросы
П. являлись предметом спец. рассмотрения на ряде съездов партии. 8-й съезд
РКП(б) (1919) определил осн. методы парт. руководства П. 11-й съезд РКП(б)
(1922) указал, что "партийно-политическое руководство всей печатью должно
быть усилено. Каждый партийный комитет должен выделить специальные кадры
работников печати" (О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении.
Сб. документов и материалов, 1972, с. 81). В целях улучшения обслуживания
читательской массы и усиления связи П. с широкими слоями трудящихся на
12-м съезде РКП(б) (1923) партией была выдвинута задача создания специализированных
газет для каждого осн. слоя читателей. Этим были заложены основы дифференциации
всей системы сов. П., получившей своё воплощение в сложившихся группах
изданий, ориентированных на различные читательские категории (см. Комсомольская
печать, Молодёжные журналы, Пионерские газеты, Пионерские журналы), а
также учитывающих профессиональные интересы отд. читательских слоев (см.
Профсоюзная
печать, Военная печать).
Опираясь на основные идеи партийной пролетарской
печати, содержащиеся в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Коммунистич.
партия создала высокоидейную партийно-советскую печать, сделала
её частью общепартийного дела. Принципы партийности, правдивости, народности,
массовости П., заложенные ещё в дооктябрьский период большевистской П.,
развитые и конкретизированные в последующих решениях партии, являются основополагающими
принципами всей сов. П. В СССР П. стала орудием осуществления великой организаторской
задачи КПСС- вовлечения трудящихся масс в активное строительство Коммунистич.
общества. Непосредственное участие народа в деятельности органов П. находит
выражение в рабселькоровском движении.
В СССР виды печатной продукции делятся
на непериодические, периодические и продолжающиеся издания (см. табл.).
Осн. виды изданий - газеты, журнальные издания, книги и брошюры, изоиздания
- в свою очередь классифицируются по неск. направлениям.
Газеты подразделяются по содержанию - на
общеполитические и специализированные (по читательскому назначению); по
ведомственной принадлежности - центральные, республиканские, областные,
районные, городские, низовые (учреждений, организаций, вузов, предприятий
- см. Многотиражная печать) и колхозные (см. также ст. Газета,
раздел
Газета в СССР).
Система журнальных изданий включает журналы,
блокноты агитатора, бюллетени, труды, учёные записки и т. п. По содержанию
журнальные издания подразделяются на партийные, общественно-политич. и
социально-экономич., лит.-художеств. и общественно-политич., естественнонаучные,
технич., сельскохозяйственные и т. д.; кроме того, есть издания смешанного
содержания. По целевому назначению - научные, научно-популярные, научно-информационные,
производственные и т. д. По читательскому назначению - издания для детей,
молодёжи, женщин. По ведомств. принадлежности - центральные, республиканские,
областные, издания общественных организаций, науч. учреждений, вузов, центров
НТИ (см. также ст. Журнал, раздел Журнал в СССР).
Классификация книжной продукции ведётся
по целевому назначению: массовая политическая литература, художеств.
лит-pa (см. Литература, Детская литература), научная литература, научно-популярная
литература, производственная литература, учебная литература, справочная
литература, программная и методич. лит-pa, официально-документальная
лит-pa. По содержанию книги и брошюры классифицируются по осн. отраслям
знаний (в соответствии с принятой библиотечно-библиографич. классификацией).
Система книжных издательств включает издательства центральные, республиканские,
краевые, областные, зрнальные, городские, издательства обществ. организаций,
министерств, ведомств, науч. учреждений и университетов (см. ст. Издательское
дело, раздел Издательское дело в СССР).
Рост выпуска произведений печати в СССР
Виды произведений
печати |
1913
|
1940
|
1973
|
|||
число изданий
|
тираж, млн. экз.
|
число изданий
|
тираж, млн. экз.
|
число изданий
|
тираж, млн. экз.
|
|
Книги и брошюры
|
30079
|
99,2
|
45830
|
462,2
|
80172
|
1529,3
|
Газеты
|
859
|
|
8806
|
7528
|
7973
|
35325
|
Журнальные издания
(периодические и продолжающиеся) |
1331
|
|
1822
|
245,4
|
6790
|
3075
|
Изоиздания включают плакаты, портреты,
репродукции, эстампы, открытки, прикладную графику, альбомы (последние
учитываются в книжной продукции).
Нац. политика КПСС и Сов. гос-ва ярко проявляется
в многонациональном характере сов. П., к-рая обеспечивает развитие нац.
литератур, науки и культуры. Во всех союзных и автономных республиках,
нац. округах, краях и областях выпускаются газеты, журналы, книги и брошюры
на языках народов СССР; так, в 1973 газеты выходили на 56 языках, журналы
на 44 языках, книги и брошюры на 63 языках народов СССР (см. также раздел
Печать, радиовещание, телевидение в статьях о союзных и автономных республиках;
раздел, посвящённый культуре, в статьях о краях и областях).
В др. социалистич. странах П. за годы нар.
власти получила развитие на основе марксистско-ленинской идеологии и новых
экономич. принципов. Являясь важным средством политич. воспитания трудящихся,
она служит делу построения нового общества, технич., науч. и культурному
прогрессу.
В развивающихся странах становление нац.
П. происходит в сложных условиях. Сказываются тяжёлые последствия недавнего
колониального прошлого (неграмотность большей части населения, нехватка
нац. кадров), а часто также влияние неоколониалистской политики и идеологии
империалистич. держав. Однако несмотря на трудности роль П. как орудия
просвещения и воспитания нар. масс, развития нац. экономики и культуры
возрастает .
Совр. бурж. политич. П. остаётся служанкой
класса капиталистов, к-рый владеет огромными по масштабам и технически
хорошо оснащёнными средствами П. "Свобода печати во всем мире, где есть
капиталисты, есть свобода покупать газеты, покупать писателей, подкупать
и покупать и фабриковать „общественное мнение" в пользу буржуазии" (Ленин
В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 79). В результате острой конкурентной
борьбы усиливается процесс концентрации печатных изданий в руках отд."королей"
прессы и всесильных издат. монополий (см. Газетно-журналъные монополии).
Так
формируется в капиталистич. мире "монополия слова". Затушёвывая факт полного
подчинения массовой П. воле монополий, бурж. теоретики пытаются использовать
лозунг "свободы печати" в качестве демагогич. оружия против руководящей
роли компартий в П. социалистич. стран. Но, как говорил В. И. Ленин: "Мы
в „абсолюты" не верим", а в каждом конкретном случае спрашиваем, что отстаивают
- "...Какую свободу печати? для чего? для какого класса?" (там же, с. 78).
Если4/5 тиража ежедневных газет капиталистич. мира контролируется горсткой
миллионеров, то ясно, о какой свободе П. идёт речь,- это свобода капиталистов
формировать в своих интересах общественное мнение, пропагандировать буржуазный
образ жизни, искажать факты, чтобы охранить капиталистическую систему от
потрясений, клеветать на страны социализма.
Буржуазной П. в капиталистич. странах противостоит
П. компартий и др. прогрессивных демократич. организаций. Подвергаясь преследованиям
со стороны правящих классов, она находит поддержку в массах трудящихся,
интересы к-рых отстаивает. П. компартий капиталистич. стран неуклонно следует
ленинским принципам П. См. также Журналистика. Лит. см. при статьях,
на к-рые даны ссылки. И. М. Терехов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я