ПИАЖЕ
(Piaget) Жан (р. 9.8.1896,
Невшатель), швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта
и
эпистемологии генетической. Учился в ун-тах Невшателя, Цюриха
и Парижа. Проф. ун-тов Невшателя (1926-29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937-54).
Основатель Междунар. центра генетич. эпистемологии в Париже (1955). Директор
(с 1929) ин-та Ж. Ж. Руссо в Женеве. В ранних работах (1921-25) ключом
к пониманию мышления ребёнка П. считал анализ детской речи ("Речь и мышление
ребенка", рус. пер. 1932); при этом в качестве ведущего фактора интеллектуального
развития рассматривались процессы социализации. В последующем источник
формирования и развития детской мысли П. усматривает в действиях с вещами.
Основным в проблеме соотношения социальной деятельности и индивидуального
психологич. развития становится для П. исследование систем операций интеллекта,
являющихся одновременно логическими, психологическими и социальными. Согласно
операциональной концепции интеллекта ("Психология интеллекта", 1946), функционирование
и развитие психики совершаются в рамках адаптации индивида к среде - ассимиляции
данного материала уже наличными у индивида схемами поведения, а также приспособления
(аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания
субъекта и объекта является образование т. н. операциональных структур.
Операция, по П., представляет собой "внутреннее действие" субъекта, генетически
производное от внешнего, предметного действия (см. Интериоризация) и
скоординированное с др. действиями в определённую систему. П. выделил и
детально исследовал четыре осн. стадии развития интеллекта: сенсомоторную,
дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций.
На основе операциональной концепции П. проанализировал многие др. психич.
функции - восприятие, эмоции, функцию символич. выражения и др. Синтез
психологич. и логич. воззрений П. нашёл выражение в концепции генетич.
эпистемологии, в основе к-рой лежит принцип возрастания инвариантности
знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. П. внёс
значит. вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку
проблем взаимоотношения психологии и логики; недостатки его концепции (переоценка
роли логического в психологич. анализе мышления и др.) были подвергнуты
критике в сов. психологии.
Ж. Пиаже.
Соч.: La construction du reel chez 1'enfant,
Neuchatel - P., 1937; La formation du symbole chez 1'enfant, Neuchatel
- P., 1945; Le developpement de la notion de temps chez 1'enfant, P., 1946;
Introduction a I'epistemologie genetique, v. 1 - 3, P., 1949 - 50; Le mecanismes
perceptifs, P., 1961; Etudes sociologiques. Gen., 1965; La psychologie
et pedagogic, [P., 1969]; L'epistemologie genetique, P., 1970; в рус. пер.-
Генезис элементарных логических структур, М., 1963 (совм. с Б. Инельдер);
Избранные психологические труды, М., 1969 (лит.); Экспериментальная психология,
в. 1 - 4, М., 1966 - 73 (ред. совм. с П. Фрессом).
Лит.: Садовский В. Н., Юдин Э. Г.,
Ж. Пиаже - психолог, логик, философ, "Вопросы психологии", 1966, № 4; Флейвелл
Д. X., Генетическая психология Ж. Пиаже, пер. с англ., М., 1967.
В. Н. Садовский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я