ПИЗАНО

ПИЗАНО (Pisano), прозвище ряда итальянских
скульпторов и архитекторов 13 -14 вв. nикколо (Никола) П. (ок. 1220, Апулия,-
между 1278 и 1284, Тоскана), скульптор. Один из основоположников проторенессанса.
Испытал
воздействие южноиталийской и тосканской скульптуры, а также пластики позднеримских
саркофагов. Рассматривая скульптуру как искусство тектонически равноправное
с архитектурой, Никколо П. создавал изображения, полные могучей силы; фигуры
в них крепко стоят на земле, отличаясь величавой осанкой, массивностью
и пластической осязаемостью форм [кафедры: баптистерия в Пизе (илл. см.
т. 5, стр. 275, т. 11, стр. 33) и собора в Сиене (илл. см. т. 11, стр.
546)]. Джованни П. (ок. 1245-50, Пиза,- после 1314), скульптор и архитектор.
Сын, ученик и помощник Никколо П. Ок. 1270-76, по-видимому, посетил Францию,
где испытал влияние готич. пластики. Скульптурным произв. Джованни П. (статуи
на фасаде сиенского собора, 1284-99, кафедра в церкви Сант-Андреа в Пистое,
окончена в 1301; обе работы - мрамор), проникнутым страстной эмоциональной
напряжённостью, присуще сочетание традиций проторенессансной пластики с
готич. по духу изломанностью контуров. Готич. струя преобладает и в архит.
творчестве Джованни П. (ниж. часть фасада сиенского собора, 1284-99). Андреа
П. (собств. Андреа да Понтедера; Andrea da Pontedera) (ок. 1290, Понтедера,
Тоскана,-1348 или 1349, Орвието), скульптор и архитектор. В его скульпт.
работах (рельефы юж. дверей флорентийского баптистерия, позолоч. бронза,
1330-36; рельефы и статуи кампанилы флорентийского собора, мрамор, 1337-43,
ныне в Музее собора) ясность композиции (идущая от Джотто) сочетается с
изысканной миниатюризацией форм, линеарностью и мягкой плавностью ритмов.
Переплетение позднеготич. и проторенессансных тенденций проявляется и в
архит. произв. Андреа П. (руководство стр-вом кампанилы собора во Флоренции,
1337-43, и собора в Орвието, 1347-48). Нино П. [ок. 1315, Пиза (?),-1368,
там же (?)], скульптор, архитектор и ювелир. Сын и ученик Андреа П. Для
пластики Нино П. ("Мадонна", мрамор, 1343-47, Музей собора, Орвието), впитавшей
влияния франц. готики, характерны S-образный изгиб фигур, иррациональность
линейных ритмов. Как архитектор продолжил стр-во собора в Орвието после
смерти отца.


Лит.: Лазарев В. Н., Происхождение
итальянского Возрождения, т. 1 - 2, М., 1956 -59; Fasоla G. N.. Nicola
Pisano, Roma, 1941; Тоesсa I., Andrea e Nino Pisani, Firenze, 1950; Mellini
G. L., Giovanni Pisano, Mil., [1970].




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я