ПИРАТСТВО

ПИРАТСТВО (от греч. peirates - грабитель,
разбойник), морской разбой, в междунар. праве незаконный захват, ограбление
или потопление торг. и др. гражд. судов, совершаемые в открытом море
частновладельческими
или гос. судами. К П. приравнивается нападение во время войны кораблей,
подводных лодок и воен. самолётов на торг. суда нейтральных стран.


П. исторически появилось одновременно с
развитием мореплавания. В Др. Греции, напр., П. считалось одним из законных
способов обогащения наравне с мор. торговлей. В ср. века мор. пираты (особенно
т. н. корсары) не только занимались разбоем, но и захватывали невольников,
вели торговлю рабами, грабили примор. города и селения, требовали от них
выкупов и даже собирали дань. П. использовалось нек-рыми гос-вами для борьбы
за господство на море и для захвата новых земель. Так, в 17 в. Великобритания
и Франция использовали пиратов (флибустьеров) для борьбы с Испанией и для
колон. захватов в Америке. С сер. 17 в. вплоть до 2-й пол. 19 в. наряду
с П. широкое распространение в практике крупных мор. держав получил узаконенный
мор. разбой (каперство). На протяжении длит. времени он наносил
ущерб интересам гос-в, подрывал принцип свободы судоходства в открытом
море. Попытки ограничить П., признать его междунар. преступлением делались
ещё в Др. Риме.


В совр. междунар. праве сложились обычные
нормы, согласно к-рым пиратские суда и их экипажи не должны пользоваться
защитой к.-л. гос-ва. Пиратское судно может преследоваться в открытом море,
а в случае сопротивления его могут потопить воен. суда любого гос-ва. Экипаж
такого судна подлежит уголовному преследованию и наказанию, а само судно
- конфискации по законам захватившего гос-ва. Воен. суда любого гос-ва,
если у них возникли достаточные основания подозревать, что к.-л. судно
занимается мор. разбоем, имеют право задержать подозреваемое судно (см.
также Визитация).


В период итало-герм. интервенции в Испании
(1936-39), когда подводные лодки Германии и Италии совершали пиратские
нападения на торг. суда СССР, Великобритании, Франции и др. стран, возникла
проблема борьбы с гос. П. 14 сент. 1937 участники Междунар. конференции
по борьбе с П. на Средиземном море подписали Нионское соглашение о коллективных
действиях против пиратских подводных лодок. После 2-й мировой войны 1939-45
были случаи пиратских нападений чанкайшистов на торг. суда различных гос-в
(в 1953-54). В 60-70-х гг. случаи П. против небольших торг. и рыболовецких
судов участились в Южно-Китайском, Андаманском, Филиппинском и др. морях.


Обычные нормы междунар. права, касающиеся
борьбы с П., кодифицированы в Женевской конвенции об открытом море 1958.
В.
И. Менжинский.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я