ПИФАГОРЕИЗМ
религ.-филос. учение
в Др. Греции 6-4 вв. до н. э., исходившее из представления о числе как
осн. принципе всего существующего. Вначале передавалось устно как тайна,
в пределах организованного Пифагором сообщества, к-рое было одновременно
филос.-науч. школой, религ.-магич. союзом «посвящённых» (исторически находящимися
между первобытными «мужскими союзами» и духовными «орденами» средневековья)
и, наконец, политич. организацией. Первое письм. изложение П. дал Филолай,
от к-рого, как и от Иона Хиосского, остались немногочисл. фрагменты. С
конца 5 в. П. стал постепенно сближаться с сократо-платоновской философией.
Окончат. оформление П. относится ко времени позднего Платона и древней
Академии
платоновской. Архит Тарентский (1-я пол. 4 в.) был последним крупным
представителем П. В 1 в. до н. э. идеи П. стали отправным пунктом развития
неопифагореизма, существовавшего вплоть до 3 в. (Нигидий Фигул, Аполлоний
Тианский,_ Нумений и др.).
В отличие от ионийской школы, стремившейся
свести всё существующее к той или иной материальной стихии, П. обращал
осн. внимание не на самые стихии, а на их оформление, на их арифметически-геометрич.
структуру, к-рую он соединял с акустикой и астрономией. В основе П. лежит
учение о числах самих по себе, или о богах как числах, к-рое развёртывается
в учение о космосе как числе, о вещах как числах, о душах как числах и,
наконец, об искусстве как числе (концепция числового «канона» в скульптуре,
математизация музыки). В П. возникла весьма оригинальная арифметика, придававшая
пластич. и жизненный смысл каждому числу: единица трактовалась как абсолютная
и неделимая единичность, двоица - как уход в неопределённую даль, троица
- как первое оформление этой бесконечности, четверица - как первое телесное
воплощение этой триадич. формы и т. д. Ранние пифагорейцы, по преданию,
при помощи наблюдения над металлич. пластинками разных размеров или сосудов
с разным наполнением водой установили числовые отношения, характерные для
кварты (4/3), квинты (3/2) и октавы (2/1), к-рые объединялись с материальными
стихиями или с правильными геометрич. телами. Тоны, полутоны и ещё меньшие
части тона были осознаны у пифагорейцев с точностью, превышающей
точность новоевроп. акустики. Эта физически-арифметически-акустич. концепция
распространялась на весь космос, мыслившийся состоящим из десяти небесных
сфер, каждая из к-рых издавала свой характерный звук, состояла из определённой
комбинации правильных геом. тел и выявляла определённую материальную стихию
с той или иной структурой, пропорцией и тонкостью её консистенции.
Учение П. о душе как о нематериальном начале
включалось в общее учение о круговороте вещества, откуда и возникло знаменитое
орфико-пифагорейское (см. Орфики) учение о переселении и вечном
круговороте душ.
Филос. систематизацию древнейшего мифологич.
представления о т. н. бинарных оппозициях представляет собой пифагорейское
учение о противоположностях. Среди них выделяются 10 основных: предел (конечное)
и беспредельное (бесконечное), нечётное и чётное, одно и множество, правое
и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет
и тьма, доброе и злое, квадратное и продолговато-четырёхугольное. Муз.-этич.
«согласие» противоположностей Филолай наз. гармонией.
Наконец, П. проповедовал аскетизм в антич.
смысле слова; здоровая душа требовала здорового тела, а то и другое - постоянного
музыкального воздействия, сосредоточивания в себе и восхождения к высшим
областям бытия, так что музыка, филос.-мистич. медитация и практич. медицина
почти отождествлялись в П.
Идеи П. получили распространение не только
в античности, но также в средние века и в новое время.
Фрагменты в кн.: Diеls n., Fragmente der
Vorsokratiker, hrsg. von W. Kranz, 9 Aufl., Bd 1-2, В., 1960, Cap. 14-20,
32-58; в рус. пер. - Маковельский А., Досократики, ч. 3, Каз., 1919. Лит.:
Дынник,
Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, гл. 2; Лосев А.
Ф., История античной эстетики, М., 1963, с. 263-315; Meаutis G., Recherches
sur le Pythagorisme, Nchat., 1922; Zeller E., Die Philosophic der Griechen...,
7 Aufl., Til, Halite 1, Lpz., 1963, S. 445 - 617; Frank E., Plato und die
sogenannten Pythagoreer, Halle (Saale), 1923; Haase R., Geschichte des
harmonikalen Pythagoreismus, W., 1969; Vogel C. J. de, Pythagoras and early
Pythagoreanism, Assen, 1966. А. Ф. Лосев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я