ПИЩЕВЫЕ МОНОПОЛИИ
капиталистических
стран. Осн. отрасли пищ. пром-сти капиталистич. стран находятся под контролем
небольшого числа монополий. В отличие от др. отраслей, где наиболее крупные
монополии как, правило, американские, первой
П. м. по величине оборота является англонидерландская
«Юнилевер» (Unilever), второй - швейцарская «Нестле» (Nestle Alimentana
SA), за к-рыми следует ряд П. м. США. Высоко монополизирована пищ. пром-сть
США, особенно мясоконсервная и молочная, в Великобритании, Нидерландах
и др. странах Зап. Европы - масложировая, чайная, кофейная, какао-шоколадная
и др. отрасли, работающие на привозном сырье. П. м. монополизировали произ-во
отд. товаров не только в своих, но и в др. странах. Путём экспорта продукции
и капитала они захватили мировые капиталистич. рынки мн. прод. товаров.
Наибольшей внешнеэкономич. экспансией отличаются «Юнилевер» и «Нестле»
и П. м. США - производители безалкогольных напитков («Кока-кола Ко» - Coca-Cola
Co и др.). В бывших колониальных и зависимых странах П. м. монополизировали
производство и заготовку отд. видов ценного сырья. Амер. П. м. господствуют
в мясохладобойной пром-сти Юж. Америки, «Юнайтед фрут» (United Fruit Co)
- в странах Центр. Америки, где она владеет огромными плантациями бананов,
кофе и сах. тростника. Только от торговли бананами «Юнайтед фрут» получает
до 600% прибыли на вложенный капитал.
Монополизировав производство прод. товаров,
поддерживая монопольно высокие продажные цены на свою продукцию и крайне
низкие закупочные цены на сырьё, П. м. эксплуатируют население.
Почти все П. м. длит. время специализировались
на выпуске пищ. товаров одной группы - мясной, молочной, зерновой и т.
п. В условиях научно-технич. революции предприятия пищ. пром-сти, как и
др. традиционных отраслей, стали заметно отставать по темпам развития от
новых прогрессивных отраслей пром-сти (электроника и др.). В связи с острой
межотраслевой конкуренцией П. м. начали усиленно диверсифицировать свою
программу, проникая как в новые для них более прибыльные подотрасли пищ.
пром-сти, так и в др. отрасли произ-ва и услуг. П. м. Зап. Европы объединяют
свои усилия, а также кооперируются с др. монополиями для завоевания рынков
отд. товаров или услуг. В 1971 «Юнилевер» и «Нестле» заключили договор
о совместной деятельности по сбыту замороженных продуктов в Зап. Европе,
практически утвердив свой контроль над этим рынком. В 1970 «Нестле» подписала
соглашение с монополией по ж.-д. перевозкам в Зап. Европу о создании совместной
сети ресторанов в странах континентальной Европы, Бл. и Ср. Востока и Африки.
В погоне за высокими прибылями П. м. идут на жульничество и обман, фальсифицируя
продукты.
Англо-нидерландская П. м. «Юнилевер» -
крупнейший производитель пищ. жиров в капиталистич. мире, где она контролирует
св. 40% произ-ва маргарина и св. 30% произ-ва мыла. Перерабатывает 1/3
жиров и масел, поступающих на мировой рынок, владеет в США предприятиями
по производству растворимого чая. Образовалась в результате слияния англ.
мыловаренного треста «Левер бразерс» (возник в 1894) и нидерландского маргаринового
треста «Маргарин юни» (1927). За сравнительно короткий срок распространила
своё влияние на весь капиталистич. мир, проникла в маслобойную, мыловаренную,
пищ., косметич.
Показатели деятельности ведущих пищевых
монополий, и др. отрасли пром-сти США, Великобритании, Нидерландов,
ФРГ, Франции и др. стран.
млн. долл. (1972)1
Наименование
монополий |
Год основания
|
Оборот
|
Активы
|
Собственный капитал
|
Валовая прибыль
|
Число занятых,
тыс. чел. |
||
«Юнилевер»
|
1929
|
8864
|
4681
|
2299
|
3212
|
337,0
|
||
«Нестле»
|
1866
|
4130
|
3264
|
1702
|
1712
|
116,0
|
||
«Свифт энд К°»
|
1855
|
3241
|
936
|
466
|
79
|
33,6
|
||
«Крафтко»
|
1923
|
3197
|
1245
|
826
|
208
|
48,9
|
||
«Дженерал фудс»
|
1922
|
2424
|
1596
|
819
|
246
|
48,5
|
||
«Беатрис фудс»
|
1924
|
2384
|
934
|
519
|
160
|
62,0
|
||
«Борден»
|
1899
|
2193
|
1333
|
725
|
137
|
46,7
|
||
1 Расположение по размеру
оборота в убывающем порядке. 2 Чистая прибыль.
Быстрый рост монополии неразрывно связан
с мировыми войнами и колониальной экспансией англ. империализма. За годы
2-й мировой войны 1939-1945 её товарооборот более чем удвоился. производств.
программа «Юнилевер» включает большое число пищ. (в 1972- 52% общих продаж)
и др. товаров, контролирует более 600 компаний в 64 странах. Осн. р-ны
деятельности - Зап. Европа (65% оборота), Америка (15%), Африка (14%).
«Юнилевер» имеет ок. 200 предприятий, из к-рых в Зап. Европе - 150. Её
дочерняя фирма «Юнайтед Африка» (United Africa) имеет широкую сеть плантаций
(банановых, каучуковых, кокосовых и др.), промышленных и торговых предприятий
почти в 20 странах Африки. «Юнилевер» возглавляют 2 формально независимые
холдинг-компании - «Юнилевер Н. В.» (Роттердам) и «Юнилевер Лтд.» (Лондон).
«Юнилевер» тесно связан с крупнейшими монополистич. группами Нидерландов
(«Амстердамско-Роттердамский
банк») и Великобритании («Мидленд банк»).
Швейцарская П. м. «Нестле» начала свою
деятельность с произ-ва сгущённого молока. Крупнейший производитель растворимого
кофе, контролирует 30% рынка диетич. продуктов ФРГ и 55% - Франции и Швейцарии,
а также одну из крупнейших пивоваренных фирм ФРГ и одну из ведущих пищ.
компаний Франции. В 1971 на молочные продукты приходилось 25% её оборота,
на детское и диетич. питание - 7%, безалкогольные напитки, включая растворимый
кофе, - 32%. «Нестле» имеет (1973) 297 предприятий, в т. ч. 11 в Швейцарии,
132 в др. странах Зап. Европы, 26 в США. 95% занятых у «Нестле» работает
на её заграничных предприятиях. «Нестле» тесно связана с крупнейшими швейц.
банками и с амер. банком «Морган гаранты траст компании.
Крупнейший в мире трест мясохладобойной
пром-сти «Свифт энд К°» (Swift and Co) - 1-я П. м. США. Осн. р-н её деятельности
- США. Она монополизировала скупку и убой скота и переработку мяса в ряде
штатов. «Свифт» имеет предприятия также в Канаде и Великобритании. В 1971
на произ-во пищ. продуктов (мясо и мясопродукты, птица, молочные продукты,
мороженое, пищ. жиры) приходилось 75% её продаж. Имеет ок. 170 предприятий.
Входит в сферу влияния Чикагской финансовой группы. «Крафтко» (Kraftco)
- 1-я в США П. м. по произ-ву молочных продуктов, на к-рые в 1972 приходилось
56% её продаж, и крупнейшая в мире по выпуску готовых к употреблению упакованных
продуктов (35% ). Выпускает также мороженое и замороженные десерты, химические
товары, косметику, стеклотару. В конце 60-х гг. усилила внешнеэкономич.
активность, основав произ-во маргарина и мороженого в Испании и Ирландии,
сосисок - в Канаде, сыра - в Японии. На 25 предприятий «Крафтко» за пределами
США (в основном в странах Зап. Европы) в 1972 приходилось 13% её продаж.
Входит в сферу влияния неск. финанс. групп США.
П. м. «Дженерал фудс» (General Foods Corp.)
- одна из ведущих в мире производителей упакованных пищ. продуктов, 1-я
в США П. м. по изготовлению растворимого кофе. Выпускает также различные
напитки, десерты, бакалейные товары, эксплуатирует широкую сеть закусочных
и ресторанов, в т. ч. самообслуживания, в США и Канаде. В нач. 70-х гг.
освоила произ-во химич. и косметич. товаров, игрушек и ряда др. товаров.
В 1972 на её заграничные предприятия приходилось 25% продаж, в т. ч. на
Канаду - 8%. Имеет св. 70 предприятий, в т. ч. 34 за пределами США.
«Беатрис фудс» (Beatrice Foods Co) - 2-я
в США П. м. по произ-ву молочных продуктов. Одна из наиболее молодых и
экспансионистских П. м. Только в 1970 она поглотила ок. 30 фирм. Её производств.
программа включает 8 тыс. наименований, в т. ч. 600 молочных продуктов.
В 1972 на пищевые товары и связанные с их производством и распределением
услуги в США и др. странах приходилось ок. 75% её оборота. Имеет св. 600
предприятий и складов-холодильников в США и 26 в др. странах.
«Борден» (Borden Co) занимает в США важные
позиции в молочной пром-сти, к-рая долгое время была основой её деятельности.
С сер. 60-х гг. проникает в новые для неё отрасли пищ. пром-сти. Выпускает
широкий ассортимент пищ. продуктов: сыры, хлебобулочные изделия, овощные
и фруктовые консервы, растворимый кофе, замороженные продукты, сахар, минеральные
воды и др. (в 1972- 38% продаж), молочные продукты, химич. товары для пром-сти
и с. х-ва. 80 предприятий «Борден» в 25 странах дают 15% её оборота. В
США ей принадлежит 170 предприятий. И. А. Агаянц.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я