ПИЩЕВЫЕ МОНОПОЛИИ

ПИЩЕВЫЕ МОНОПОЛИИ капиталистических
стран. Осн. отрасли пищ. пром-сти капиталистич. стран находятся под контролем
небольшого числа монополий. В отличие от др. отраслей, где наиболее крупные
монополии как, правило, американские, первой


П. м. по величине оборота является англонидерландская
«Юнилевер» (Unilever), второй - швейцарская «Нестле» (Nestle Alimentana
SA), за к-рыми следует ряд П. м. США. Высоко монополизирована пищ. пром-сть
США, особенно мясоконсервная и молочная, в Великобритании, Нидерландах
и др. странах Зап. Европы - масложировая, чайная, кофейная, какао-шоколадная
и др. отрасли, работающие на привозном сырье. П. м. монополизировали произ-во
отд. товаров не только в своих, но и в др. странах. Путём экспорта продукции
и капитала они захватили мировые капиталистич. рынки мн. прод. товаров.
Наибольшей внешнеэкономич. экспансией отличаются «Юнилевер» и «Нестле»
и П. м. США - производители безалкогольных напитков («Кока-кола Ко» - Coca-Cola
Co и др.). В бывших колониальных и зависимых странах П. м. монополизировали
производство и заготовку отд. видов ценного сырья. Амер. П. м. господствуют
в мясохладобойной пром-сти Юж. Америки, «Юнайтед фрут» (United Fruit Co)
- в странах Центр. Америки, где она владеет огромными плантациями бананов,
кофе и сах. тростника. Только от торговли бананами «Юнайтед фрут» получает
до 600% прибыли на вложенный капитал.


Монополизировав производство прод. товаров,
поддерживая монопольно высокие продажные цены на свою продукцию и крайне
низкие закупочные цены на сырьё, П. м. эксплуатируют население.


Почти все П. м. длит. время специализировались
на выпуске пищ. товаров одной группы - мясной, молочной, зерновой и т.
п. В условиях научно-технич. революции предприятия пищ. пром-сти, как и
др. традиционных отраслей, стали заметно отставать по темпам развития от
новых прогрессивных отраслей пром-сти (электроника и др.). В связи с острой
межотраслевой конкуренцией П. м. начали усиленно диверсифицировать свою
программу, проникая как в новые для них более прибыльные подотрасли пищ.
пром-сти, так и в др. отрасли произ-ва и услуг. П. м. Зап. Европы объединяют
свои усилия, а также кооперируются с др. монополиями для завоевания рынков
отд. товаров или услуг. В 1971 «Юнилевер» и «Нестле» заключили договор
о совместной деятельности по сбыту замороженных продуктов в Зап. Европе,
практически утвердив свой контроль над этим рынком. В 1970 «Нестле» подписала
соглашение с монополией по ж.-д. перевозкам в Зап. Европу о создании совместной
сети ресторанов в странах континентальной Европы, Бл. и Ср. Востока и Африки.
В погоне за высокими прибылями П. м. идут на жульничество и обман, фальсифицируя
продукты.


Англо-нидерландская П. м. «Юнилевер» -
крупнейший производитель пищ. жиров в капиталистич. мире, где она контролирует
св. 40% произ-ва маргарина и св. 30% произ-ва мыла. Перерабатывает 1/3
жиров и масел, поступающих на мировой рынок, владеет в США предприятиями
по производству растворимого чая. Образовалась в результате слияния англ.
мыловаренного треста «Левер бразерс» (возник в 1894) и нидерландского маргаринового
треста «Маргарин юни» (1927). За сравнительно короткий срок распространила
своё влияние на весь капиталистич. мир, проникла в маслобойную, мыловаренную,
пищ., косметич.


Показатели деятельности ведущих пищевых
монополий, и др. отрасли пром-сти США, Великобритании, Нидерландов,
ФРГ, Франции и др. стран.


млн. долл. (1972)1










































































































































































































Наименование
монополий


Год основания


Оборот


Активы


Собственный капитал


Валовая прибыль


Число занятых,
тыс. чел.


«Юнилевер»


1929


8864


4681


2299


3212


337,0


«Нестле»


1866


4130


3264


1702


1712


116,0


«Свифт энд К°»


1855


3241


936


466


79


33,6


«Крафтко»


1923


3197


1245


826


208


48,9


«Дженерал фудс»


1922


2424


1596


819


246


48,5


«Беатрис фудс»


1924


2384


934


519


160


62,0


«Борден»


1899


2193


1333


725


137


46,7



1 Расположение по размеру
оборота в убывающем порядке. 2 Чистая прибыль.



Быстрый рост монополии неразрывно связан
с мировыми войнами и колониальной экспансией англ. империализма. За годы
2-й мировой войны 1939-1945 её товарооборот более чем удвоился. производств.
программа «Юнилевер» включает большое число пищ. (в 1972- 52% общих продаж)
и др. товаров, контролирует более 600 компаний в 64 странах. Осн. р-ны
деятельности - Зап. Европа (65% оборота), Америка (15%), Африка (14%).
«Юнилевер» имеет ок. 200 предприятий, из к-рых в Зап. Европе - 150. Её
дочерняя фирма «Юнайтед Африка» (United Africa) имеет широкую сеть плантаций
(банановых, каучуковых, кокосовых и др.), промышленных и торговых предприятий
почти в 20 странах Африки. «Юнилевер» возглавляют 2 формально независимые
холдинг-компании - «Юнилевер Н. В.» (Роттердам) и «Юнилевер Лтд.» (Лондон).
«Юнилевер» тесно связан с крупнейшими монополистич. группами Нидерландов
(«Амстердамско-Роттердамский
банк»)
и Великобритании («Мидленд банк»).


Швейцарская П. м. «Нестле» начала свою
деятельность с произ-ва сгущённого молока. Крупнейший производитель растворимого
кофе, контролирует 30% рынка диетич. продуктов ФРГ и 55% - Франции и Швейцарии,
а также одну из крупнейших пивоваренных фирм ФРГ и одну из ведущих пищ.
компаний Франции. В 1971 на молочные продукты приходилось 25% её оборота,
на детское и диетич. питание - 7%, безалкогольные напитки, включая растворимый
кофе, - 32%. «Нестле» имеет (1973) 297 предприятий, в т. ч. 11 в Швейцарии,
132 в др. странах Зап. Европы, 26 в США. 95% занятых у «Нестле» работает
на её заграничных предприятиях. «Нестле» тесно связана с крупнейшими швейц.
банками и с амер. банком «Морган гаранты траст компании.


Крупнейший в мире трест мясохладобойной
пром-сти «Свифт энд К°» (Swift and Co) - 1-я П. м. США. Осн. р-н её деятельности
- США. Она монополизировала скупку и убой скота и переработку мяса в ряде
штатов. «Свифт» имеет предприятия также в Канаде и Великобритании. В 1971
на произ-во пищ. продуктов (мясо и мясопродукты, птица, молочные продукты,
мороженое, пищ. жиры) приходилось 75% её продаж. Имеет ок. 170 предприятий.
Входит в сферу влияния Чикагской финансовой группы. «Крафтко» (Kraftco)
- 1-я в США П. м. по произ-ву молочных продуктов, на к-рые в 1972 приходилось
56% её продаж, и крупнейшая в мире по выпуску готовых к употреблению упакованных
продуктов (35% ). Выпускает также мороженое и замороженные десерты, химические
товары, косметику, стеклотару. В конце 60-х гг. усилила внешнеэкономич.
активность, основав произ-во маргарина и мороженого в Испании и Ирландии,
сосисок - в Канаде, сыра - в Японии. На 25 предприятий «Крафтко» за пределами
США (в основном в странах Зап. Европы) в 1972 приходилось 13% её продаж.
Входит в сферу влияния неск. финанс. групп США.


П. м. «Дженерал фудс» (General Foods Corp.)
- одна из ведущих в мире производителей упакованных пищ. продуктов, 1-я
в США П. м. по изготовлению растворимого кофе. Выпускает также различные
напитки, десерты, бакалейные товары, эксплуатирует широкую сеть закусочных
и ресторанов, в т. ч. самообслуживания, в США и Канаде. В нач. 70-х гг.
освоила произ-во химич. и косметич. товаров, игрушек и ряда др. товаров.
В 1972 на её заграничные предприятия приходилось 25% продаж, в т. ч. на
Канаду - 8%. Имеет св. 70 предприятий, в т. ч. 34 за пределами США.


«Беатрис фудс» (Beatrice Foods Co) - 2-я
в США П. м. по произ-ву молочных продуктов. Одна из наиболее молодых и
экспансионистских П. м. Только в 1970 она поглотила ок. 30 фирм. Её производств.
программа включает 8 тыс. наименований, в т. ч. 600 молочных продуктов.
В 1972 на пищевые товары и связанные с их производством и распределением
услуги в США и др. странах приходилось ок. 75% её оборота. Имеет св. 600
предприятий и складов-холодильников в США и 26 в др. странах.


«Борден» (Borden Co) занимает в США важные
позиции в молочной пром-сти, к-рая долгое время была основой её деятельности.
С сер. 60-х гг. проникает в новые для неё отрасли пищ. пром-сти. Выпускает
широкий ассортимент пищ. продуктов: сыры, хлебобулочные изделия, овощные
и фруктовые консервы, растворимый кофе, замороженные продукты, сахар, минеральные
воды и др. (в 1972- 38% продаж), молочные продукты, химич. товары для пром-сти
и с. х-ва. 80 предприятий «Борден» в 25 странах дают 15% её оборота. В
США ей принадлежит 170 предприятий. И. А. Агаянц.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я