ПЛАКАТ
(нем. Plakat, от франц. placard
- объявление, афиша, от plaquer - налепить, приклеивать), 1) разновидность
графики.
2)
Единичное произведение искусства; лаконичное броское (обычно цветное) изображение
с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в
агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Совр. П. является
обычно полиграфич. воспроизведением созданного художником оригинала. До
2-й пол. 19 в. П. называли иногда агитац. гравюры крупного размера (напр.,
"летучие листки" периода Крестьянской войны и Реформации в Германии в 16
в.), политич. афиши во Франции в 18 в. и т. п. П. должен восприниматься
на большом расстоянии, выделяясь среди др. источников информации. Чтобы
привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, нацелить
в нужном направлении сознание и волю к действию, П. использует ряд специфич.
художеств. средств. В П. могут применяться изобразит. метафоры, общепонятные
символы, сопоставление разно-масштабных изображений, разновременных и происходящих
в различных пространствах событий, обобщение формы предметов; важную роль
в П. играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное
цветовое решение. В систему условных изобразит. средств П. иногда вводится
фотография (самостоятельно или в сочетании с рисунком, живописью). Для
мн. П. на междунар. и бытовые темы типичны сатирич. образы собирательного
характера. Появление П. (вначале рекламного, позже политического) связано
с обострением торг. и пром. конкуренции в капиталистич. х-ве, с интенсификацией
общественно-политич. и культурной жизни (рост числа зрелищных учреждений,
пром. и художеств. выставок, массовых митингов и манифестаций и др.). Применение
литографии
(в
т. ч. цветной) позволило издавать красочные П. быстро и большими тиражами.
Рекламный П. возник в Зап. Европе во 2-й пол. 19 в. в результате эволюции
от чисто шрифтовых театральных афиш и книготорговых объявлений к афишам,
в к-рых постепенно всё большую часть текста вытесняли орнамент и фигурные
изображения (театр. П. часто по традиции наз. афишей). Ведущая роль в развитии
П. в кон. 19 в. принадлежала Франции (плакаты Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрека,
Т. Стейнлена и др.). В работах Тулуз-Лотрека впервые проявились специфич.
черты художеств. языка П.: обобщённость форм (мгновенно запоминающихся,
иногда не лишённых гротеска), кадрированность изображения, большая роль
силуэта, яркого локального цветового пятна. Однако большинство П. кон.
19 - нач. 20 вв. состояло из орнаментально-декоративных композиций в духе
стиля "модерн", отличающихся от произв. книжно-журнальной графики
преим. размерами [работы Э. Грассе и А. Мухи (Мюша) во Франции, О. Бёрдсли
в Англии, У. Брэдли и Э. Пенфилда в США], либо носило натуралистич. характер.
С нач. 1910-х гг. П. постепенно теряет прямые связи с книжно-журнальной
графикой в стиле модерн, порой приближаясь по характеру к станковой картине
(плакаты О. Фишера в Германии, Ф. Брэнгвина в Великобритании). Переходный
характер носило творчество Л. Капьелло, в к-ром сочетались принципы "картинного"
и "предметного" П. В рекламном П. определяющим становится стремление художников
к более конкретному, предметному показу объекта рекламы (вначале только
в работах Л. Бернхарда, Ю. Клингера, Л. Хольвайна и пр. в Германии, а с
20-х гг.- и художников др. стран); художеств. своеобразие и стилистич.
особенности П. (динамика композиции, метафоричность образа, условность
цвета, обобщение форм) ярко проявились в работах Кассандра (Франция). С
развитием кинематографа появились рекламирующие фильмы П., к-рые первоначально
создавались на основе перерисовки отд. кадров, позже киноплакат приобрёл
образный характер, стремясь показать гл. героев, дать представление о жанре
фильма, остроте сюжета и пр. С 1920-30-х гг. П. стал популярным средством
пропаганды техники безопасности в пром-сти и сгр-ве. В начале первого десятилетия
20 в. появился политич. П., лучшие достижения к-рого на протяжении всей
его история связаны с демократич. движением и борьбой за мир. В числе авторов
первых политич. П. были Т. Стейнлен во Франции, Ю. Вальткорн и К. Кольвиц
в Германии. В период 1-й мировой войны 1914-18 получил распространение
агитационный П. (агитация за призыв в армию, подписку на воен. займы, помощь
раненым и пр.), стилистика к-рого оказала определённое влияние на последующее
развитие П. (работы А. Лита в Англии, Ж. Февра во Франции и др.). Рост
рабочего движения, борьба народов против империалистич. реакции и фашизма
стимулировали в 1920-30-е гг. развитие политич. П. в Зап. Европе. Страстным
революц. пафосом проникнуты П., изданные в Венгрии в период существования
Венг. сов. республики 1919 (работы Р. Берення, М. Биро, Б. Уица и др.),
выборные плакаты компартии и антифашистские П. в Германии (работы Г. Пехштейна,
Джона Хартфилда и др.), П. в защиту респ. Испании. В годы 2-й мировой войны
1939-45 особенно большое распространение получили антифашистские П., в
послевоен. годы - П. в защиту мира (работы П. Пикассо во Франции, Л. Мендеса
в Мексике, Т. Трепковского в Польше). Стилистически П. 1920-70-х гг. во
многом связан с живописью, графикой и фотоискусством (в кон. 1910-х гг.
Дж. Хартфилд, а затем сов. худ. Г. Г. Клуцис обратились к фотомонтажному
П.); на эволюцию П. повлияло и развитие др. средств массовой информации,
а также полиграфии.
В дореволюц. России, где отсутствовали
элементарные бурж.-демократич. свободы, политич. П. не мог существовать;
слабо был развит и рекламный П.; высокохудожеств. образцы театрального
и выставочного П. создали И. Я. Билибин, В. А. Серов, К. А. Сомов.
Плакат. 1. А. А. Апсит. Плакат "Грудью
на защиту Петрограда!". 1918. 2. Д. С. Моор. Плакат "Врангель ещё жив,
добей его без пощады". 1920. 3. Э. Р. Вайс (Германия). Реклама журнала.
1899. 4. Джон Xартфилд (Германия). Антифашистский плакат "Кровь и железо".
1934. 5. М. М. Черемных. Плакат "Чтоб из этой лапы выпал нож, антифашистского
фронта силы множь!". 1938. 6. Н.П. Акимов. Театральный плакат. 1930.7.
Выставочный плакат. 1970. 8. В. С. Иванов. Плакат "На Запад!". 1943 9.
А.А. Дейнека. Плакат "Физкультурница". 1933. 10-11. А. М. Родченко. 10.
Рекламный плакат. 1923. 11. Киноплакат. 1929 (?). 12. И. Богданов (Народная
Республика Болгария). Эскиз плаката "Универсиада". 1960. 13. Е. С. Цвик.
Плакат "Сохраним памятники культуры!". 1967.
Сов. политич. П. родился и достиг исключительно
высокого уровня в годы Гражд. войны 1918-20. Развивая традиции сатирич.
графики периода Революции 1905-07 и рус. нар. лубка, Д. С. Моор,
В. Н. Дени, В. В. Лебедев и др. создали по существу новое, боевое иск-во,
оказавшее огромное влияние на развитие мирового П. Идейная целеустремлённость,
революц. страстность, высокий художеств. уровень сделали П. подлинно массовым
средством агитации и политико-просветит. работы, эффективным оружием в
борьбе за Сов. власть; в те же годы по инициативе В. В. Маяковского и
Черемных возник новый вид П.- "Окна РОСТА". В 20-х - нач. 30-х гг.
важную роль в развитии сов. П. сыграли А. А. Дейнека, Г. Г. Клуцис, Л.
М. Лисицкий, Ю. И. Пименов, А. М. Родченко, бр. Стенберг, А. И. Страхов.
Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 П. был действенным средством мобилизации
народа на борьбу с врагом; в этот период, как и в послевоен. годы, большую
роль в развитии советского П. сыграли В. С. Иванов, Л. Ф. Голованов, А.
А. Кокорекин, В. Б. Корецкий, Кукрыниксы, И. М. Тоидзе, Д. А. Шмаринов.
В годы войны успешно работали над П. коллективы "Окон ТАСС" и "Боевого
карандаша", а также многие живописцы - А. А. Пластов, И. А. Серебряный,
В. А. Серов и др. Со 2-й пол. 1940-х гг. более интенсивно стало развиваться
иск-во П. в союзных республиках; в 1960-70-е гг. наряду с политическим
особенно широкое распространение получили П. кинорекламный, театральный,
выставочный, санитарно-просветительный, П. по безопасности труда (работы
Ю. Галкуса, С. И. Дацкевича, Д. А. Дундуа, В. С. Каракашева, О. М. Савостюка
и Б. А. Успенского, Э. Шахтахтинской, Е. С. Цвика и др.). Весной 1974 решением
Секретариата ЦК КПСС в Москве было создано изд-во ЦК КПСС "Плакат".
Лит.: Полонский В., Русский революционный
плакат, М., 1922; Тугендхольд Я., Плакат на Западе, в его кн.: Художественная
культура Запада, М.- Л., 1928; Бутник-Сиверский Б., Советский плакат эпохи
гражданской войны. 1918-1921. [Библиография, указатель и исследование],
М., 1960; Демосфенова Г., Нурок А. , Шантыко Н., Советский политический
плакат, М., 1962; [Ляхов В.], Советский рекламный плакат. Торговая реклама.
Зрелищная реклама. 1917 - 1932, [М., 1972] (на рус., англ. и нем. яз. );
Нutсhisоn n. F., The Poster. An illustrated history, N. Y., [1968]; nillier
В., Histoire de l'affiche, P., [1970]; Sehindler H., Monographic des Plakats,
Munch., [1972]. М.Л. Иоффе.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я