ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕН

ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕН обоснование и
определение уровней и соотношений цен на предстоящий период. Имеет большое
значение для планирования народного хозяйства и проведения единой
политики цен, организации планомерной работы по подготовке и введению новых
прейскурантов.


В СССР начало П. ц. было положено в кон.
20-х гг. В 1-й пятилетний план (1929-32) были включены задания по изменению
уровней и соотношений цен. Основой П. ц. является пятилетний план совершенствования
оптовых
иен.
Он включает: определение осн. направлений развития цен на пятилетие;
задания по совершенствованию методологии и методики ценообразования; сроки
общих пересмотров цен. Реализуются задания пятилетнего плана через систему
текущего П. ц., основой к-рого являются годовые планы, разрабатываемые
органами ценообразования.


Важным этапом П. ц. является их прогнозирование.
Оно даёт необходимую информацию об уровне и соотношении цен в перспективе
по отраслям и осн. видам (группам) продукции для обоснования плана и прогноза
развития нар. х-ва, оптимальных пропорций и структуры произ-ва, его рационального
размещения и выбора вариантов проектных решений.


Для расчётов вариантов изменений цен на
перспективу с учётом их взаимных влияний используются межотраслевой баланс
(см. Баланс межотраслевой), многопродуктовые модели, методы математич.
статистики. Текущее, среднесрочное и долгосрочное П. ц. получило развитие
в ряде др. социалистич. стран. Оно строится на тех же исходных принципах,
что и в СССР, но с учётом специфики отд. стран.


Лит. см. при ст. Ценообразование,

Г. Н. Чубаков




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я