ПЛАТОН
(Platon) (428 или 427 до
н. э., Афины,- 348 или 347, там же), древнегреческий философ. Род. в семье,
имевшей аристократич. происхождение. Ок. 407 познакомился с Сократом
и
стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал
в Мегару. По преданию, посетил Ки-рену и Египет. В 389 отправился в Юж.
Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах П. основал собственную
школу-Академию платоновскую. В 367 и 361 вновь посетил Сицилию (в
361 по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, выразившего намерение
проводить в своём гос-ве идеи П.); эта поездка, как и предыдущие попытки
П. вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную
часть жизни П. провёл в Афинах, много писал, читал лекции.
Почти все сочинения П. написаны в форме
диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ), язык и композиция к-рых
отличаются высокими художеств, достоинствами. К раннему периоду (приблизительно
90-е гг. 4 в. до н. э.) относятся диалоги: "Апология Сократа", "Критон",
"Эвтифрон", "Лазет", "Лисий", "Хармид", "Протагор", 1-я кн. "Государства"
(сократовский метод анализа отд. понятий, преобладание моральной проблематики);
к переходному периоду (80-е гг.) - "Горгий", "Менон", "Эвтидем", "Кратил",
"Гиппий меньший" и др. (зарождение учения об идеях, критика релятивизма
софистов),
к
зрелому периоду (70-60-е гг.) - "Федон", "Пир", "Федр", II-X кн. "Государства"
(учение об идеях), "Теэтет", "Парменид", "Софист", "Политик", "Филеб",
"Тимей" и "Критий" (интерес к проблемам кон-структивно-логич. характера,
теория познания, диалектика категорий и космоса и др.); к позднему периоду
-"Законы" (50-е гг.).
Философия П. не изложена систематически
в его произведениях, представляющихся совр. исследователю скорее обширной
лабораторией мысли; систему П. приходится реконструировать. Важнейшей её
частью является учение о трёх осн. онтологич. субстанциях (триаде): "едином",
"уме" и "душе"; к нему примыкает учение о "космосе". Основой всякого бытия
является, по П., "единое", к-рое само по себе лишено к.-л. признаков, не
имеет частей, т. е. ни начала, ни конца, не занимает к.-л. пространства,
не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, т. е.
множественность; к нему неприменимы признаки тождества, различия, подобия
и т. д. О нём вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения
и мышления. В этом источнике скрываются не только "идеи", или "эйдосы",
вещей (т. е. их субстанциальные духовные первообразы и принципы, к-рым
П. приписывает вневременную реальность), но и сами вещи, их становление.
Вторая субстанция - "ум" (нус) является,
по П., бытийно-световым порождением "единого" - "блага". Ум имеет чистую
и несмешанную природу; П. тщательно отграничивает его от всего материального,
вещественного и становящегося: "ум" интуитивен и своим предметом имеет
сущность вещей, но не их становление. Наконец, диалектич. концепция "ума"
завершается космологич. концепцией. "Ум" есть мысленное родовое обобщение
всех живых существ, живое существо, или сама жизнь, данная в предельной
обобщённости, упорядоченности, совершенстве и красоте. Этот "ум" воплощён
в "космосе", а именно в правильном и вечном движении неба.
Третья субстанция - "мировая душа" - объединяет
у П. "ум" и телесный мир. Получая от "ума" законы своего движения, "душа"
отличается от него своей вечной подвижностью; это - принцип самодвижения."Ум"
бестелесен и бессмертен; "душа" объединяет его с телесным миром чем-то
прекрасным, пропорциональным и гармоничным, будучи сама бессмертной, а
также причастной истине и вечным идеям. Индивидуальная душа есть образ
и истечение "мировой души". П. говорил о бессмертии или, вернее, о вечном
возникновении также и тела вместе с "душой". Смерть тела есть переход его
в др. состояние.
"Идеи" - это предельное обобщение, смысл,
смысловая сущность вещей и самый принцип их осмысления. Они обладают не
только логич., но и определённой художеств, структурой; им присуща собственная,
идеальная материя, оформление к-рой и делает возможным понимать их эстетически.
Прекрасное существует и в идеальном мире, это такое воплощение идеи, к-рое
является пределом и смысловым предвосхищением всех возможных частичных
её воплощений; это своего рода организм идеи или, точнее, идея как организм.
Дальнейшее диалектич. развитие первообраза приводит к уму, душе и телу
"космоса", что впервые создаёт красоту в её окончат, виде. "Космос", к-рый
в совершенстве воспроизводит вечный первообраз или образец ("парадигму"),
прекраснее всего. К этому примыкает платоновское учение о космич. пропорциях.
Материя для П.- лишь принцип частичного
функционирования идеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как бы "воспреемница"
и "кормилица" идей. Сама по себе она абсолютно бесформенна, не есть ни
земля, ни вода, ни воздух, ни вообще к.-л. физич. стихия; материя - это
не сущее, сущее же -только идея. П. подверг резкой критике разрыв идей
и вещей и формулировал те самые аргументы, к-рые Аристотель позднее направил
против предполагаемого платоновского дуализма. Подлинным бытием для П.
является идеальное бытие, к-рое существует само по себе, а в материи только
"присутствует". Материя же впервые получает своё существование оттого,
что подражает ему, приобщается к нему или "участвует" в нём.
В последние годы жизни П. переработал учение
об идеях в духе пифагореизма, усматривая теперь их источник в "идеальных
числах", что сыграло исключит. роль в развитии неоплатонизма.
В основе теории познания П. лежит восторг
любви к идее, так что восторг и познание оказывались неразрывным целым,
и П. в яркой художеств, форме рисовал восхождение от телесной любви к любви
в области душ, а от последней -к области чистых идей. Этот синтез любви
("эроса") и познания он понимал как особого рода неистовство и экстаз,
эротич. энтузиазм. В мифологии, форме это познание трактовалось у П. как
воспоминание душ о своей небесной родине, где они непосредственно воспринимали
всякую идею.
Осн. наукой, определяющей собой все прочие,
является для П. диалектика -метод разделения единого на многое, сведения
многого к единому и структурного представления целого как едино-раздельной
множественности. Диалектика, вступая в область спутанных вещей, расчленяет
их так, что каждая вещь получает свой смысл, свою идею. Этот смысл, или
идея вещи, берётся как принцип вещи, как её "ипотеса", закон ("номос"),
ведущий у П. от рассеянной чувственности к упорядоченной идее и обратно;
именно так понимается у П. логос. Диалектика поэтому является установлением
мысленных оснований для вещей, своего рода объективных априорных категорий
или смысловых форм. Эти логос - идея - ипотеса - основание трактуются и
как предел ("цель") чувственного становления. Такой всеобщей целью является
благо в "Государстве", "Филе-бе", "Горгии" или красота в "Пире". Этот предел
становления вещи содержит в себе в сжатом виде всё становление вещи и является
как бы его планом, его структурой. В связи с этим диалектика у П. является
учением о неделимых целостностях; как таковая она сразу и дискурсивна,
и интуитивна; производя всевозможные логич. разделения, она умеет и всё
сливать воедино. Диалектик, по П., обладает "совокупным видением" наук,
"видит всё сразу".
Индивидуальная душа обладает тремя способностями:
умственной, волевой и аффективной - с приматом первой из них. В этике этому
соответствуют три добродетели - мудрость, мужество и просветлённое состояние
аффектов, к-рые объединяются в одну цельную добродетель, представляющую
их равновесие, - "справедливость".
Такое же тройное деление П. проводил и
в политике, в теории трёх сословий: философов, к-рые на основании созерцания
идей управляют всем гос-вом; воинов, осн. цель к-рых охранять гос-во от
внутр. и внеш. врагов, и работников, т. е. крестьян и ремесленников, к-рые
поддерживают гос-во материально, доставляя ему жизненные ресурсы. П. выделял
три осн. формы правления - монархию, аристократию и демократию. Каждая
из них, в свою очередь, делится на две формы. Монархия может быть законной
(царь) или насильственной (тиран); аристократия может быть владычеством
лучших или худших (олигархия); демократия может быть законной или беззаконной,
насильственной. Все шесть форм гос. власти П. подверг резкой критике, выдвинув
утопич. идеал гос. и обществ, устройства. По П., цари должны философствовать,
а философы царствовать, причём таковыми могут быть только немногие созерцатели
истины. Разработав подробную теорию обществ, и личного воспитания философов
и воинов, П. не относил её к "работникам". П. проповедовал уничтожение
частной собственности, общность жён и детей, гос. регулируемость браков,
обществ, воспитание детей, к-рые не должны знать своих родителей. Утопию
П. в "Государстве" К. Маркс характеризовал как "...афинскую идеализацию
египетского кастового строя" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.
23, с. 379).
В эстетике П. красота понимается как абс.
взаимопронизанность тела, души и ума, слиянность идеи и материи, разумности
и удовольствия, причём принципом этой слиянности является мера. Познание
не отделяется у П. от любви, а любовь - от красоты ("Пир", "Федр"). Всё
прекрасное, т. о., видимо и слышимо, внешне или телесно, оно оживлено своей
внутр. жизнью и содержит в себе тот или иной смысл. Подобная красота оказывалась
у П. правителем и вообще источником жизни для всего живого.
Красота жизни и реального бытия для П.
выше красоты искусства. Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство
есть подражание бытию и жизни, т. е. подражание подражанию. Поэтому П.
изгонял Гомера (хотя и ставил его выше всех поэтов Греции) из своего идеального
гос-ва, поскольку оно есть творчество жизни, а не вымыслов, хотя бы и красивых.
П. изгонял из своего гос-ва печальную, разнеживающую или застольную музыку,
оставляя только военную или вообще мужественную и мирно деятельную музыку.
Благонравие и приличие являются необходимым условием красоты.
Не отвергая богов традиц. мифологии, П.
требовал филос. очищения их от всего грубого, безнравственного и фантастического.
Он считал недопустимым для восприимчивого детского возраста ознакомление
с большинством мифов. Миф, по П.,- это символ; в мифологич. форме он излагал
периоды и возрасты космоса, космич. движение богов и душ вообще и т. д.
Историч. значение философии П. определяется
тем, что он последовательно продумал осн. принципы объективного идеализма,
на основании чего В. И. Ленин назвал всю идеалистич. линию в философии
"линией Платона" (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 131). Идеи П.
послужили исходной основой многовековой традиции платонизма и неоплатонизма.
С о ч.: Opera ..., exc. H. Stephanus, v.
1 -3, Gen.., 1578; Opera, ed. J. Burnet, v. 1 - 5, Oxf., 1956-62;
в рус. пер.- Соч., т. 1 - 3, М., 1968 - 72.
Лит.: Асмус В. Ф., История античной
философии, М., 1965, гл. 4; е г о же, Платон, М., 1969; Лосев А. Ф., Очерки
античного символизма и мифологии, т. 1, М., 1930; его же, История античной
эстетики. Софисты. Сократ. Платон, М.,1969 (лит.); его же, История античной
эстетики (Высокая классика), М., 1974; Ritter С., Platon. Sein Leben, seine
Schriften, seine Lehre, Bd 1 - 2, Munch., 1910 - 23; N a-torpP., Platos
Ideenlehre, 2 Ausg., Lpz., 1921; Zeller Ed., Die Philosophie der Griechen...,
6 Auf 1., Tl 2, Abt. 1, Darmstadt, 1963, S. 389-982: G о u 1 d J., The
development of Plato's ethics, Camb., 1955; S t e n-zel J., Platon der
Erzieher, 2 Aufl., Hamb., [1961]; R о s s W. D., Plato's theory of ideas,
2 ed., Oxf., 1961; Hoffmann E., Platon, Hamb., 1961; Wilamowitz-Moel-lendorff
U. von, Platon, 5 Aufl., Bd 1-2, В., 1959-62; Friedlander P., Platon, 3
Aufl., Bd 1-2, В., 1964; W у 1-ler E. A., Der spate Platon, Hamb., 1970;
Gigon O. A., Platon, Bern, 1965; Т o-t о k W., Handbuch der Geschichte
der Philosophie, Bd 1, Fr./M., 1964, S. 146-212.
А. Ф. Лосев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я