ПЛЮРАЛИЗМ
(от лат. pluralis - множественный),
фил ос. позиция, согласно к-рой существует несколько или множество независимых
и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П. в онтологии), оснований
и форм знания (П. в гносеологии). Термин "П." был предложен нем. философом
X. Вольфом в 1712. П. противоположен монизму и имеет различные
формы: 1) дуализм, согласно к-рому существуют два начала -материальное
и идеальное; 2) крайние варианты, где начал не два, а множество, и где
вообще отвергается идея единства мира. История философии может быть рассмотрена
не только как борьба П. и монизма, но и как столкновение разных форм П.,
напр, материалистич. и идеа-листич. П. Так, антич. атомизм - материалистич.
вариант П., поскольку атомы у Демокрита качественно различны и несводимы
друг к другу. Этому противостоит идеалистич. вариант П., представленный
в философии Г. Лейбница, согласно к-рой мир состоит из бесчисленного множества
духовных субстанций -монад.
Качеств, описание действительности, к-рое
составляло одну из особенностей знания до возникновения точного естествознания
(классич. механики, количеств, химии), было связано с выдвижением множества
разнородных начал ("четырёх стихий"- земли, воды, воздуха и огня и т. п.),
каждое из к-рых характеризует в своей специфичности определённую сферу
реальности. Наука нового времени, стремившаяся выявить внутр. связи явлений,
свести качеств, многообразие явлений к количественно измеримым, единым
основаниям, в принципе отвергла П. Классич. философия 17-18 вв. в целом
была монистичной, ибо пыталась осмыслить бытие как нечто единое и целостное,
совпадая в этом с ориентацией классич. естествознания, к-рое превращало
механику в универсальный и единственно истинный способ объяснения действительности.
Развитие идеалистич. философии в конце
19-20 вв. характеризуется усилением тенденций к П., что находит своё выражение
прежде всего в персонализме, исходящем из идеи уникальности каждой
личности, в философии жизни, прагматизме (У. Джемс), экзистенциализме,
"критич."
онтологии Н. Гартмана.
В гносеологии обращение к П. было связано
с революцией в физике и кризисом прежних способов объяснения мира на рубеже
19-20 вв., преодолением механицизма и формированием новых систем понятий,
на первых порах казавшихся независимыми друг от друга.
Превращение П. в осознанную мето-дологич.
позицию характерно для таких направлений идеалистич. "философии науки",
как, напр., конвенционализм А. Пуанкаре (Франция), концепция " кри-тич.
методологии", предложенная англ, философом К. Поппером и его учениками
(П. Фейерабендом и др.) и наз. ими "теоретическим П.",-и др. Вместе с тем
в науке усиливается и противоположная тенденция - к интеграции знания и
построению единой картины мира.
В совр. бурж. социологии П. как мето-дологич.
ориентация представлен в ряде концепций: в т. н. теории факторов, теории
политич. П., трактующей механизм политич. власти как противоборство и равновесие
заинтересованных групп (см. "Плюралистической демократии" теория). Ряд
идеологов правого и "левого" ревизионизма утверждает, что существует П.
внутри марксизма, выражающийся в различных равноправных его интерпретациях
(сциентистской, антропологической и пр.), в существовании множества "моделей"
социализма, не имеющих между собой ничего общего. Эти анти-науч. концепции
отвергают интернац. характер марксизма-ленинизма и общие закономерности
строительства социали-стич. общества.
Диалектич. материализм преодолевает ограниченность
как вульгарного монизма, так и П. и, подчёркивая материальное единство
мира, развивает одновременно учение о качественно различных формах движения
материи, о многообразии и сложной взаимосвязи разных сфер и уровней бытия.
Лит.: Джемс В., Вселенная с плюралистической
точки зрения, М., 1911; Ц е х-мистро И. 3., Диалектика множественного и
единого, М., 1972; Linеr P., Plura-lismus oder Monismus, В., 1905 : J a
k o-wenko В., Vom Wesen des Pluralismus, Bonn,. 1928; Der Methoden und
Theorien-pluralismus in den Wissenschaften, Meisenheim am Glan, 1971.
А.
П. Огурцов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я