ПОГРУЗОЧНАЯ МАШИНА
горная,< предназначена
для погрузки полезных ископаемых и породы в транспортные средства в подземных
условиях. Получили распространение в забоях при проведении горных выработок
и при добыч-ных работах. П. м. различают по способу захвата насыпного груза,
типу рабочего органа, способу передачи груза в транспортные средства.
Погрузочные машины: 1 - ковшовая с прямой
погрузкой; 2 - ковшовая с боковой разгрузкой; 3 - ковшовая со ступенчатой
погрузкой; 4 - машина с парными нагребающими лапами.
Технические характеристики некоторых погрузочных
машин, изготовляемых в СССР
|
орган |
тельность, м3/мин |
|
машины |
т |
||||
длина
|
ширина
|
|
|||||||
макс.
|
транспортная
|
||||||||
ППН-1с
|
Ковш ёмкостью
0,25 м3 |
0,8
|
2270
|
1320
|
2250
|
1600
|
Рельсовый
|
3,5
|
|
ППН-2
|
Ковш ёмкостью
0,32 м3 |
1,0
|
2250
|
1320
|
2350
|
1600
|
То же
|
4,7
|
|
ППМ-4
|
То же
|
1,1
|
7430
|
1400
|
2250
|
1725
|
"
|
9,0
|
|
ППН-2г
|
"
|
1,0
|
2600
|
1450
|
2550
|
1600
|
Гусеничный
|
4,8
|
|
ППН-4г
|
Ковш ёмкостью
0,8 м3 |
2,0
|
3800
|
2000
|
3000
|
2000
|
То же
|
1,3
|
|
2ПНБ-2
|
Нагребающие лапы
|
2,0
|
7800
|
1400
|
2600
|
1460
|
"
|
11,8
|
|
ПНБ-Зк
|
То же
|
3,0
|
8500
|
2000
|
2800
|
1900
|
"
|
29,6
|
При нижнем захвате материал зачерпывается
ковшом (рис.), к-рый при опрокидывании назад разгружается в транспортные
средства (машины с прямой погрузкой), высыпается на передаточный конвейер
(машины со ступенчатой погрузкой), разгружается опрокидыванием вперёд или
в сторону. Боковой захват осуществляется погрузочным органом, представляющим
собой наклонную приёмную платформу с парными нагребающими рычагами-лапами
или с двумя барами и цепями с консольными скребками; верхний захват - гребком,
смонтированным на рукояти, к-рый опускается на горную массу и нагребает
её на передаточный конвейер.
П. м. имеют колёсно-рельсовый, гусеничный
и пневмошинный ход; пневма-тич., электрич. и электрогидравлич. или автономный
дизельный привод, снабжённый газоочистительной аппаратурой. Конструкции
нек-рых П. м. предусматривают возможность установки на них съёмного оборудования
(манипуляторов с перфораторами для бурения шпуров, малогабаритных лебёдок
для такелажных работ и др.).
При добычных работах П. м. используются
в комплексе с самоходным забойным оборудованием на пневмоколёс-ном ходу.
В забойный комплекс, кроме П. м., входят буровые каретки, вагоны и самосвалы,
бульдозеры, зарядчики шпуров и вспомогательные машины (для установки анкерной
крепи, оборки кровли, подвоза оборудования, материалов и людей).
Характеристики нек-рых моделей П. м., изготавливаемых
в СССР, приведены в табл.
Зарубежные фирмы "Эймко" (США), "Атлас-Копко"
(Швеция), "Зальцгиттер" (ФРГ) и др. изготавливают П. м. с ковшами ёмкостью
от 0,1 до 1,15 м3, массой от 1,8 до 25 т с суммарной
мощностью двигателей 10-120 кет, производительностью от 0,3 до 6
м31мин.
Фирмой
"Джой" (США) выпускаются машины с парными нагребающими лапами на гусеничном
ходу, которые применяют в угольных шахтах и рудниках.
В СССР разрабатываются новые рабочие органы
П. м. (вибрационные, парные нагребающие лапы с верхним расположением),
аппаратура для дистанционного и автоматич. управления.
Лит.: Кальницкий Я. Б., А б-рамсонХ.
И., Родионов Г. В., Подземная механизированная погрузка, М.,
1961; Механизация транспортных и погрузочных
работ при добыче и складировании горнохимического сырья, М., 1972; Погрузочные,
погрузочно-доставочные, транспортные машины и буровое оборудование за ру6ежом,
ч. 1-2, М., 1973. М. П. Мочалин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я