ПОГРУЗОЧНАЯ МАШИНА

ПОГРУЗОЧНАЯ МАШИНА горная,< предназначена
для погрузки полезных ископаемых и породы в транспортные средства в подземных
условиях. Получили распространение в забоях при проведении горных выработок
и при добыч-ных работах. П. м. различают по способу захвата насыпного груза,
типу рабочего органа, способу передачи груза в транспортные средства.


Погрузочные машины: 1 - ковшовая с прямой
погрузкой; 2 - ковшовая с боковой разгрузкой; 3 - ковшовая со ступенчатой
погрузкой; 4 - машина с парными нагребающими лапами.


Технические характеристики некоторых погрузочных
машин, изготовляемых в СССР































































































































































































Модель




Рабочий

орган




Производи-

тельность, м3/мин




Габариты, мм




Ход


машины





Масса,

т




длина


ширина



высота



макс.


транспортная


ППН-1с


Ковш ёмкостью

0,25 м3


0,8


2270


1320


2250


1600


Рельсовый


3,5


ППН-2


Ковш ёмкостью
0,32 м3


1,0


2250


1320


2350


1600


То же


4,7


ППМ-4


То же


1,1


7430


1400


2250


1725


"


9,0


ППН-2г


"


1,0


2600


1450


2550


1600


Гусеничный


4,8


ППН-4г


Ковш ёмкостью
0,8 м3


2,0


3800


2000


3000


2000


То же


1,3


2ПНБ-2


Нагребающие лапы


2,0


7800


1400


2600


1460


"


11,8


ПНБ-Зк


То же


3,0


8500


2000


2800


1900


"


29,6





При нижнем захвате материал зачерпывается
ковшом (рис.), к-рый при опрокидывании назад разгружается в транспортные
средства (машины с прямой погрузкой), высыпается на передаточный конвейер
(машины со ступенчатой погрузкой), разгружается опрокидыванием вперёд или
в сторону. Боковой захват осуществляется погрузочным органом, представляющим
собой наклонную приёмную платформу с парными нагребающими рычагами-лапами
или с двумя барами и цепями с консольными скребками; верхний захват - гребком,
смонтированным на рукояти, к-рый опускается на горную массу и нагребает
её на передаточный конвейер.


П. м. имеют колёсно-рельсовый, гусеничный
и пневмошинный ход; пневма-тич., электрич. и электрогидравлич. или автономный
дизельный привод, снабжённый газоочистительной аппаратурой. Конструкции
нек-рых П. м. предусматривают возможность установки на них съёмного оборудования
(манипуляторов с перфораторами для бурения шпуров, малогабаритных лебёдок
для такелажных работ и др.).


При добычных работах П. м. используются
в комплексе с самоходным забойным оборудованием на пневмоколёс-ном ходу.
В забойный комплекс, кроме П. м., входят буровые каретки, вагоны и самосвалы,
бульдозеры, зарядчики шпуров и вспомогательные машины (для установки анкерной
крепи, оборки кровли, подвоза оборудования, материалов и людей).


Характеристики нек-рых моделей П. м., изготавливаемых
в СССР, приведены в табл.


Зарубежные фирмы "Эймко" (США), "Атлас-Копко"
(Швеция), "Зальцгиттер" (ФРГ) и др. изготавливают П. м. с ковшами ёмкостью
от 0,1 до 1,15 м3, массой от 1,8 до 25 т с суммарной
мощностью двигателей 10-120 кет, производительностью от 0,3 до 6
м31мин.
Фирмой
"Джой" (США) выпускаются машины с парными нагребающими лапами на гусеничном
ходу, которые применяют в угольных шахтах и рудниках.


В СССР разрабатываются новые рабочие органы
П. м. (вибрационные, парные нагребающие лапы с верхним расположением),
аппаратура для дистанционного и автоматич. управления.


Лит.: Кальницкий Я. Б., А б-рамсонХ.
И., Родионов Г. В., Подземная механизированная погрузка, М.,


1961; Механизация транспортных и погрузочных
работ при добыче и складировании горнохимического сырья, М., 1972; Погрузочные,
погрузочно-доставочные, транспортные машины и буровое оборудование за ру6ежом,
ч. 1-2, М., 1973. М. П. Мочалин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я