ПОДВОДНЫЙ ТОННЕЛЬ
тоннель, сооружаемый
под руслом водотока (или под др. водной преградой, напр, морским проливом),
для пропуска транспортных средств и размещения инж. коммуникаций. П. т.
обычно пересекают подрусло-вую и частично береговые зоны и имеют двускатный
профиль, форма к-рого определяется инженерно-геологическими условиями,
рельефом дна и берегов. Глубина заложения и конструктивное решение П. т.
зависят от способа стр-ва: при щитовой проходке применяется сборная металлич.
или железобетонная обделка кругового очертания; при способе, основанном
на опускании с поверхности воды на проектную отметку отд. готовых секций
П. т. (дл. до 150 м), для их изготовления используется монолитный
железобетон с металлич. или полимерной гидроизоляцией. Формы поперечного
сечения опускных секций разнообразны: круговые, многоугольные (обычно прямоугольные)
и комбинированные.
По сравнению с мостовыми тоннельные переходы
(особенно через крупные водные преграды с низкими берегами) имеют ряд преимуществ:
отсутствие помех судоходству; защищённость от ветра, волн и льда; меньшая
длина пересечения при высоком судох. габарите и широкой пойме; удобство
подходов в густонаселённых районах. Недостаток П. т.-необходимость устройства
в них искусств, вентиляции, освещения и водоотвода. Со времени прокладки
первого П. т. в Великобритании в 1843 в различных странах сооружено более
200 П. т. Начато строительство крупнейших П. т.: под проливами Цугару (Япония)
- дл. 36 км и Ла-Манш - дл. свыше 50 км.
В. П. Волков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я