ПОДТЕКСТ
подспудный, неявный смысл
высказывания, художеств, повествования, драматич. реплики, второй план
сценич. роли, дающие о себе знать косвенным образом. Основан на свойстве
разговорной р е ч и, где в зависимости от речевой ситуации, намерений и
экспрессии говорящего прямые лексич. значения слов и предложений перестают
определять внутреннее содержание речи и даже вступают с ним в противоречие.
П.- тот комплекс мыслей и чувств, к-рый скрыт под словами текста.Средствами
обнажения П. могут быть намекающие реплики (нередко повторяющиеся как лейтмотив),
различные
качества звучания речи (интонация, пауза и т. д.), свидетельствующие
о "подводном" течении действия [напр., в "Трёх сестрах" А. П. Чехова за
вопросом Маши, любил ли доктор её мать, следует: "Ч е б у-т ы к и н (после
паузы): Этого я уже не помню"]; подчёркнутые сопоставления разных по содержанию
и звучанию речевых, сюжетных, сценич. ситуаций (напр., совмещение внешне
незначащей беседы персонажей с их внутренним напряжённым спором, время
от времени прорывающимся наружу в пьесе М. Метерлин-ка "Пелеас и Мелисанда",
в рассказе Э. Хемингуэя "Белые слоны"). Понятие "П." было осмыслено на
Западе Метер-линком (под назв. "второй диалог" в кн. "Сокровище смиренных",
1896), в России - Чеховым и основателями МХАТа К. С. Станиславским и В.
И. Немировичем-Данченко (см., напр., предисловие Немировича-Данченко к
кн. Н. Эфроса "„Три сестры". Пьеса А. П. Чехова в постановке МХТ", П.,
1919). В системе Станиславского П. приобрёл значение психологического,
эмоционально-волевого начала сценической речи.
В. А. Калашников.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я