ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ опора
или направляющая механизма или машины, в к-рой трение происходит
при скольжении сопряжённых поверхностей. По направлению восприятия нагрузки
различают радиальные и осевые (упорные) П. с. В зависимости от режима смазки
П.
с. делятся на гидродинамические и гидростатические, газодинамические и
газостатические (роль смазки выполняет воздух или нейтральный газ), с твёрдой
смазкой. Существует множество конструктивных типов П. с.: самоустанавливающиеся,
сегментные, самосмазывающиеся и др.



Радиальные П. с. обычно выполняются в виде
втулки, двух или более вкладышей, полностью или частично охватывающих вал.
Такие П. с. работают гл. обр. в режиме жидкостного или полужидкостного
трения. Смазка подводится через отверстия во вкладышах (рис. 1, а),
кольцевые
или местные винтовые канавки и карманы, находящиеся в зоне разъёма (рис.
1, б). Радиальные П. с. применяются в буксовых узлах вагонов, в
опорах двигателей внутр. сгорания, турбогенераторов и др. П. с. тяжело
нагруженных опор (напр., валков прокатных станов) имеют диаметры от 140
до 1200 мм, относительный зазор, т. е. отношение разности диаметров
отверстия втулки и шейки вала к диаметру отверстия

2010-1.jpg

виях обеспечивается работа в диапазонах
относительных скоростей скольжения от 0,2 до 60 м/сек и удельных
давлений 5-25 Мн/м2 (50-250 кгс/см2). В
форсированных двигателях внутреннего сгорания удельные давления на П. с.
могут достигать 30-35 Мн/м2 (300-350 кгс/см2).
Высокоскоростные
П. с. жидкостного трения выполняются с жёсткими вкладышами (рис. 2, а,б,в)
или
самоустанавливающимися в виде качающихся (рис. 2,г), свободных (рис. 2,д)
и кольцеобразных "плавающих" (рис. 2,е) вкладышей.


Рис. 1. Схемы узла с радиальным подшипником
скольжения: а - с подводом смазки через отверстие во вкладыше; б
-
разрез подшипникового узла с масляными карманами; в - с вкладышем
частичного охвата; 1 - вал; 2 - втулка (вкладыш); 3 и 4
-
отверстия для подачи смазки; 5 - масляные карманы; 6 -вкладыш
с углом охвата a; F - радиальная нагрузка; L - ширина вкладыша;
D
-
внутренний диаметр вкладыша; d - диаметр шейки вала.


Рис. 2. Схемы радиальных подшипников скольжения
высокоскоростных роторов: а -эллиптический; а, 6 - с жёсткими
секторами; в - из смешанных секторов; г -из секторов, образованных
качающимися вкладышами; д - из свободных вкладышей; е - с
"плавающим" вкладышем; 1 -место подвода смазки; 2 - сектор; 3 -кольцеобразный
"плавающий" вкладыш.


Рис. 3. Схема осевого подшипника скольжения:
1 - подушка; 2 - упорный диск; 3 - вал; 4 - осевая сила.


Осевыми П. с. являются простые подпятники,
сегментные
упорные подшипники (рис. 3); по характеру работы к ним относят также торцовые
уплотнения, ползуны . и крейцкопфы. Сегментный упорный П. с. состоит
из неподвижных или качающихся опорных подушек, образованных набором секторов,
и упорного диска или кольца на вращающемся валу. Подушки имеют небольшой
наклон к плоскости упорного диска. Способность самоустанавливаться обеспечивается
пружинами, качающимися опорами, гидравлич. системой или упругим деформированием.
Упорные П. с. широко используются в опорах турбо-и гидрогенераторов. В
П. с. крупных гидрогенераторов диаметр диска может достигать 4, 5 м
и
нести нагрузку до 4000 тс.


Гидро- и газодинамич. подшипники работают
в режиме, при к-ром поверхности трения разделяются слоем жидкости или газа
в результате действия давления, возникающего в вязком смазочном слое вследствие
относительного движения поверхностей. В гидро- и газостатич. П. с. полное
разделение поверхностей трения деталей, находящихся в относительном движении
или покое, осуществляется смазочным материалом, поступающим под
внешни,м давлением в зазор между поверхностями. Существуют также П. с.,
наз. гидростатодинамиче-скими, к-рые часть времени, напр, при пуске, работают
как гидростатич., а в основном режиме - как гидродинамические.


Расчёт П. с., работающих в режиме разделения
поверхностей трения смазочным слоем, производится на основе гидродинамической
теории смазки. При расчёте определяются минимальная толщина смазочного
слоя (обычно измеряемая в мкм), давление в смазочном слое, темп-ра
и расход смазочных материалов. Изготовляют П. с. из металлич. и неметал-лич.
подшипниковых антифрикционных материалов.


Лит.: Дьячков А. К., Подшипники
скольжения жидкостного трения, М., 1955; К о р о в ч и н с к и й М. В.,
Теоретические основы работы подшипников скольжения, М., 1959; Чернавский
С. А., Подшипники скольжения, М., 1963; Подшипники скольжения, Бухарест,
1964; Гидродинамические опоры прокатных валков, М., 1968; Снеговский Ф.
П., Опоры скольжения тяжёлых машин, М., 1969; Токарь И. Я., Проектирование
и расчёт опор трения, М., 1971. Н.А.Буше, С.М.Захаров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я