ПОДШИПНИКОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
специализированная
отрасль машиностроения, производит подшипники качения, шарнирные
подшипники
скольжения, а также детали к подшипникам качения. В 1973 П. п. СССР
выпустила более 15 тыс. типоразмеров от 1 мм до 3 м
и массой
от сотых долей 1 г до 6 m общей численностью 798,7 млн. шт. Впервые в мире
пром. произ-во подшипников качения было организовано в 1883 в Германии.
Примерно в это же время вступили в действие подшипниковые з-ды в США. В
России первое подшипниковое предприятие возникло в Москве в 1916, где в
небольших мастерских производилась сборка шариковых подшипников. После
Окт. революции 1917 оно передано (1923) в концессию шведской фирме "СКФ".
В 1924 на нём изготовлено 8,3 тыс. подшипников. В 1929 началось стр-во
1-го Гос. подшипникового з-да (ГПЗ-1), к-рый был пущен в 1932. В 1931 организован
ГПЗ-2 на базе ликвидированной концессии "СКФ". В 1941 вступил в строй ГПЗ-3
в Саратове. В 1932 в СССР было изготовлено 2 млн. подшипников, а в 1940
- 44,8 млн. В годы Великой Отечеств, войны 1941 -1945 П. п. обеспечивала
подшипниками воен. технику, а также выпускала оборонную продукцию. В послевоен.
период построены з-ды, специализирующиеся на произ-ве подшипников определённой
конструктивной номенклатуры. К 1974 число действующих подшипниковых предприятий
достигло 19 (в Москве ГПЗ-1 и ГПЗ-2, Куйбышеве ГПЗ 4 и ГПЗ-9, Саратове
ГПЗ-3, Харькове ГПЗ-8, Минске ГПЗ-11, Волжском ГПЗ-15, а также в Томске,
Свердловске, Баку, Ростове-на-Дону, Ижевске, Прокопьевске, Виннице, Курске,
Вологде). Кроме того, создано 14 з-дов по восстановлению подшипников. В
П. п. сочетаются все виды произ-ва: массовое, крупносерийное и серийное.
На предприятиях отрасли достигнута высокая степень автоматизации: действуют
830 автоматич. линий, 63% технологич. оборудования - автоматы и полуавтоматы;
широко развита автоматизация контрольно-измерительных операций. Достигнут
высокий уровень производительности труда. Объём произ-ва П. п. в 1973 по
сравнению с 1960 возрос в 3,3 раза. Расширяется экспорт подшипников, они
поставляются более чем в 40 стран. Имеется Всесоюзный н.-и. конструкторско-технологический
ин-т подшипниковой пром-сти. Совершенствуются конструкции подшипников,
внедряются прогрессивные технология, процессы, действующие и вновь строящиеся
з-ды оснащаются высокопроизводительным автоматизированным оборудованием.
В зарубежных социалистич. странах создана
(в Чехословакии до 2-й мировой войны 1939-45; в Болгарии, Венгрии, Польше
и Румынии после 2-й мировой войны с помощью СССР) и развивается П. п. В
таблице показана динамика выпуска подшипников качения в нек-рых странах
- членах СЭВ (млн. шт.).
|
1960
|
1970
|
1973
|
Болгария
|
6,3
|
9,0
|
10,3
|
Венгрия
|
6,6
|
16,5
|
18,7
|
ГДР
|
32,9
|
54,1
|
72,7
|
Польша
|
12,0
|
51,4
|
74,9
|
Румыния
|
4,6
|
24,5
|
31,1
|
Чехословакия
|
37,2
|
50,6
|
65,0
|
Создана междунар. Организация сотрудничества
подшипниковой пром-сти (ОСПП), в к-рую входят НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР,
СССР и ЧССР,
В капиталистич. странах видное место в
произ-ве подшипников качения занимает шведская фирма "СКФ", имеющая филиалы
во мн. капиталистич. странах. П. п. развита в США (751 млн. подшипников
качения в 1971; крупные фирмы "Тимкен К°", "Фарнир беринг К°"), в Японии
(1007 млн. подшипников качения в 1971; крупные фирмы "Ниппон сэйко", "Коё
сэйко", "Тоё бэринг"), в Великобритании (крупная фирма "Рэнсом-Гофман -
Поллард"), в ФРГ ("Кугель-фишер Георг Шифер унд К°"), в Италии ("Оффичине
ди Виллар Пероза"), во Франции ("Сосьете нувель де рульман").
В. Г. Устинов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я