Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ПОДШИПНИКОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

ПОДШИПНИКОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

ПОДШИПНИКОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ специализированная
отрасль машиностроения, производит подшипники качения, шарнирные
подшипники
скольжения,
а также детали к подшипникам качения. В 1973 П. п. СССР
выпустила более 15 тыс. типоразмеров от 1 мм до 3 м
и массой
от сотых долей 1 г до 6 m общей численностью 798,7 млн. шт. Впервые в мире
пром. произ-во подшипников качения было организовано в 1883 в Германии.
Примерно в это же время вступили в действие подшипниковые з-ды в США. В
России первое подшипниковое предприятие возникло в Москве в 1916, где в
небольших мастерских производилась сборка шариковых подшипников. После
Окт. революции 1917 оно передано (1923) в концессию шведской фирме "СКФ".
В 1924 на нём изготовлено 8,3 тыс. подшипников. В 1929 началось стр-во
1-го Гос. подшипникового з-да (ГПЗ-1), к-рый был пущен в 1932. В 1931 организован
ГПЗ-2 на базе ликвидированной концессии "СКФ". В 1941 вступил в строй ГПЗ-3
в Саратове. В 1932 в СССР было изготовлено 2 млн. подшипников, а в 1940
- 44,8 млн. В годы Великой Отечеств, войны 1941 -1945 П. п. обеспечивала
подшипниками воен. технику, а также выпускала оборонную продукцию. В послевоен.
период построены з-ды, специализирующиеся на произ-ве подшипников определённой
конструктивной номенклатуры. К 1974 число действующих подшипниковых предприятий
достигло 19 (в Москве ГПЗ-1 и ГПЗ-2, Куйбышеве ГПЗ 4 и ГПЗ-9, Саратове
ГПЗ-3, Харькове ГПЗ-8, Минске ГПЗ-11, Волжском ГПЗ-15, а также в Томске,
Свердловске, Баку, Ростове-на-Дону, Ижевске, Прокопьевске, Виннице, Курске,
Вологде). Кроме того, создано 14 з-дов по восстановлению подшипников. В
П. п. сочетаются все виды произ-ва: массовое, крупносерийное и серийное.
На предприятиях отрасли достигнута высокая степень автоматизации: действуют
830 автоматич. линий, 63% технологич. оборудования - автоматы и полуавтоматы;
широко развита автоматизация контрольно-измерительных операций. Достигнут
высокий уровень производительности труда. Объём произ-ва П. п. в 1973 по
сравнению с 1960 возрос в 3,3 раза. Расширяется экспорт подшипников, они
поставляются более чем в 40 стран. Имеется Всесоюзный н.-и. конструкторско-технологический
ин-т подшипниковой пром-сти. Совершенствуются конструкции подшипников,
внедряются прогрессивные технология, процессы, действующие и вновь строящиеся
з-ды оснащаются высокопроизводительным автоматизированным оборудованием.


В зарубежных социалистич. странах создана
(в Чехословакии до 2-й мировой войны 1939-45; в Болгарии, Венгрии, Польше
и Румынии после 2-й мировой войны с помощью СССР) и развивается П. п. В
таблице показана динамика выпуска подшипников качения в нек-рых странах
- членах СЭВ (млн. шт.).










































































1960


1970


1973


Болгария


6,3


9,0


10,3


Венгрия


6,6


16,5


18,7


ГДР


32,9


54,1


72,7


Польша


12,0


51,4


74,9


Румыния


4,6


24,5


31,1


Чехословакия


37,2


50,6


65,0





Создана междунар. Организация сотрудничества
подшипниковой пром-сти (ОСПП), в к-рую входят НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР,
СССР и ЧССР,


В капиталистич. странах видное место в
произ-ве подшипников качения занимает шведская фирма "СКФ", имеющая филиалы
во мн. капиталистич. странах. П. п. развита в США (751 млн. подшипников
качения в 1971; крупные фирмы "Тимкен К°", "Фарнир беринг К°"), в Японии
(1007 млн. подшипников качения в 1971; крупные фирмы "Ниппон сэйко", "Коё
сэйко", "Тоё бэринг"), в Великобритании (крупная фирма "Рэнсом-Гофман -
Поллард"), в ФРГ ("Кугель-фишер Георг Шифер унд К°"), в Италии ("Оффичине
ди Виллар Пероза"), во Франции ("Сосьете нувель де рульман").

В. Г. Устинов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я