ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА

ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА технические средства,
предназначенные для спасания людей, защиты материальных ценностей и природных
богатств от пожара. Осн. средствами П. т. являются пожарные машины
(пожарные
автомобили, пожарные поезда, пожарные суда, пожарные самолёты
и вертолёты).
К П. т. относятся также стационарные установки пожаротушений и пожарной
сигнализации, огнетушители, пожарные гидранты
и др. пожарное оборудование
для подачи огнетушащих средств к месту пожара. Попытки создания П. т. относятся
к глубокой древности. Ещё до н. э. древнегреческим механиком-изобретателем
Кте-сибием
была
сконструирована машина, к-рая, по описанию рим. арх. Витрувия,
была
способна "выбрасывать воду вверх". Эта машина имела осн. конструктивные
элементы т. н. водоливной пожарной трубы, т. е. поршневого двухцилиндрового
насоса (см. Насос). Однако изобретение Ктесибия было забыто, и только
в 16 в. в Аугсбурге (Германия) золотых дел мастер Антон Платнер построил
подобный ручной пожарный насос, с помощью к-рого можно было подавать воду
в виде струй на расстояние 6-8 м от машины. В 1672 в Амстердаме
голландец


Ян ван дер Гейде снабдил насос выкидным
рукавом, что надолго сделало насос гл. орудием тушения пожаров. В России
водоливные пожарные трубы начали применять с 17 в. Они представляли собой
ручной поршневой насос в виде трубы с наконечником. Длина труб достигала
более аршина (ок. 70 см), изготовляли их из листовой меди или из
дерева.


После изобретения паровой машины в
Лондоне в 1829 была построена первая пожарная установка, насосы к-рой приводились
в движение паром. Она перевозилась на конных повозках. В России паровые
пожарные насосы стали применяться с 1862 (рис. 1). Производительность их
достигала 1000-2000 л/мин при длине водяной струи до 40 м. Произ-во
насосов было налажено в Москве с 1896. Появившиеся паровые автомобили заменили
гужевой транспорт, однако они были тяжелы и неудобны, на поднятие давления
пара уходило 10-15 мин.


Рис. 1. Паровая пожарная труба.


Автомобили с двигателями внутр. сгорания
вначале использовались в пожарном деле как автолинейки, т. е. для перевозки
пожарных. В 1892 в Германии был построен первый автомобиль, оборудованный
механич. пожарным насосом; в 1907 появилась первая механич. пожарная
лестница,
смонтированная на автомобиле. Автомобили внесли коренные
изменения в тактику тушения пожаров - увеличились границы р-нов, обслуживаемых
пожарными частями; сократилось время прибытия пожарных на ложар; появилась
возможность механизировать трудоёмкие работы при тушении. В России первая
автолинейка была взята на вооружение Моск. пожарной охраной в 1907. Она
была изготовлена в Москве на з-де "Густав Лист" и развивала скорость ок.
60 км/ч (рис. 2). На ней выезжал боевой расчёт из 8 чел., а также
доставлялись к месту пожара инструменты, лестницы и пожарные рукава. Позднее
автомобили поступили в пожарные части Петербурга (Обухов-ский з-д), Риги,
Архангельска (торговый порт), Казани. Однако в дореволюц. России этот вид
П. т. не получил распространения, и к 1917 в стране насчитывалось немногим
более десятка автомобилей.


Рис. 2. Автомобильная линейка.


Длит, время осн. огнетушащим средством
была вода, применение к-рой в нек-рых случаях не давало необходимого эффекта
(напр., при тушении горящих масел, нефти). В нач. 20 в. преподаватель бакинской
гимназии А. Г. Лоран предложил новое средство тушения - огнегасительную
хим. пену, генерируемую в огнетушителе. Действие пенного огнетушителя (патент
на пену и огнетушитель Лоран получил Е 1902) было основано на хим. реакции
растворов щелочей и кислот. Большое внимание развитию П. т. уделялось в
СССР с первых месяцев Сов. власти (см. Пожарная охра-па). В стране
было налажено произ-во пенообразователей, пенопорошков и пенной аппаратуры.
С 1928 начался серийный выпуск пожарных автомобилей. СССР принадлежит приоритет
в разработке техники и способов тушения горящих газонефтяных фонтанов методом
взрыва, нашедшим широкое применение во всём мире. Начиная с 1967 в СССР
стали применять новый вид П. т.- установки газоводяного тушения, обеспечивающие
тушение газонефтяных фонтанов смесью отработавших газов турбореактивных
двигателей
и паров воды.


Развитие П. т. в СССР идёт в направлении
механизации процессов тушения пожаров; использования высокоэффективных
огнетушащих средств; макс, облегчения и обеспечения безопасности труда
пожарных; создания и внедрения быстродействующих стационарных автоматизированных
систем, дающих возможность обнаружить и ликвидировать очаги горения в начальный
период их возникновения.


Для обеспечения безопасности аэродромов,
предприятий нефтеперерабатывающей, нефтехимич., химии, пром-сти применяют
спец. виды П. т., в к-рых используются высокоэффективные огнетуша-щие составы
на основе галлоидированных углеводородов, инертные газы, порошки, пена
ср. кратности и мелкораспылённая (туманообразная) вода.


Пром-стью освоено произ-во пожарных автоцистерн,
автонасосов, насосных станций, автомобилей спец. служб, водопен-ной аппаратуры
и т. д. Напр., тяжёлый пожарный автомобиль аэродромной службы (рис. 3),
оборудованный насосом производительностью 60 л/сек, лафетным стволом,
водопенной аппаратурой и цистерной ёмкостью 11 тыс. л, обеспечивает
проведение аварийно-спасательных работ и тушение пожаров самолётов любых
типов. Для сев. р-нов конструируются спец. виды П. т., обеспечивающие тушение
пожаров при темп-ре воздуха от -50 до 35 °С. Созданы новые виды П. т. для
борьбы с пожарами в портах, нефтерезервуарных парках, на ж.-д. узлах, морских
нефт. промыслах, в лесах и на торфопредприятиях. Для тушения лесных пожаров
используются пожарные самолёты и вертолёты. Пожарные суда типа "Генерал
Гамидов" могут применяться на мор. нефтепромыслах в любых погодных условиях.


За рубежом ведущее место в произ-ве П.
т. занимают ГДР и Чехословакия; многолетний опыт в конструировании автолестниц,
пожарных автомобилей, мотопомп имеют з-ды "Метц" и "Магирус" (ФРГ), "Ангус",
"Деннис" и "Симон" Великобритания) и др.


Рис. 3. Тяжёлый пожарный аэродромный
автомобиль АА-60 (543)-160 (СССР).


На рис. 4 показана 30-метровая пожарная
автолестница фирмы ч Метц", к-рая смонтирована на спец. шасси "Фаун"; она
обладает повышенной манёвренностью, легка и удобна в управлении. На рис.
5 приведён коленчатый подъёмник, монтируемый на вращающейся платформе фирмы
"Симон".


Рис. 4. Пожарная автолестница фирмы "Метц"
(ФРГ).


Из зарубежных фирм, производящих автоматич.
установки извещения и тушения пожаров, одно из ведущих мест занимают фирмы
"Симплекс" (США) и "Церберус" (Швейцария), я. С. Савельев.


Рис. 5. Коленчатый подъёмник фирмы "Симон"
(Великобритания).




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я