ПОЗИТИВИЗМ
(франц. positivisine,
от лат. positivus - положительный), философское направление, исходящее
из тезиса о том, что всё подлинное, "положительное" (позитивное) знание
может быть получено лишь как результат отдельных спец. наук или их синтетического
объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоят,
исследование реальности, не имеет права на существование.
П. оформился в особое течение в 30-х гг.
19 в. и за свою более чем вековую историю эволюционировал в направлении
всё более чёткого выявления и доведения до логич. конца присущей ему с
самого начала тенденции к субъективному идеализму.
Создатель П., введший самый этот термин,
франц. мыслитель О. Конт провозгласил решительный разрыв с филос.
("ме-тафизич.") традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо
стоящей над ней философии; это, по мнению позитивистов, не исключает существования
синтеза науч. знания, за к-рым можно сохранить старое название "философии";
последняя сводится, т. о., к общим выводам из естеств. и обществ, наук.
Поскольку П. не имеет дела с "метафизич." проблемами, он отвергает как
идеализм, так и материализм. Пережитки "метафизики", к к-рым относятся)
по мнению Кон-та, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть
удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает
не на вопрос "почему", а на вопрос "как". Последоват. развитие этого тезиса
Конта ведёт к точке зрения феноменализма. Однако наряду с субъек-тивно-идеалистич.
тенденцией контовский П. сохраняет нек-рые элементы естест-веннонауч. материализма,
идущего от традиций франц. Просвещения 18 в. Следуя просветителям, Конт
высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию.
Представителями первой, "классической"
формы П. 19 в., кроме Конта, были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П.
Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан - во Франции; Дж. С. Миллъ,
Г.
Спенсер
- в Великобритании. Развитие П. шло по линии всё более чёткого выявления
его феномена-листич., субъективно-идеалистич. тенденций (Дж. С. Милль,
Г. Спенсер, в России - В. В. Лесевич, М. М. Троицкий, В. Н. Ивановский,
П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский). Спенсер, используя в своих
"синтетич." обобщениях новые открытия естествознания 2-й пол. 19 в. и исследуя
проблемы классификации наук, развивает агностич. учение о непознаваемости
объективной реальности, о том, что в сущность реальности можно проникнуть
посредством религии, а не с помощью науки.
П. оказал значит, влияние на методологию
естеств. и обществ, наук (особенно 2-й пол. 19 в.) - вт. ч. социологии,
права, политич. экономии, историографии, литературоведения и др.
В конце 19 в. П. переживает кризис, вызванный
прогрессом естественнонауч. знания (обесценившим многие из тех "синтетич."
обобщений, к-рые рассматривались самим П. как вечное и неоспоримое приобретение
науки), коренной ломкой понятий в физике на рубеже 19 и 20 вв. Этому способствовало
интенсивное развитие психологич. исследований, заставлявших предпринимать
анализ тех самых "предельных" филос. вопросов знания, к-рых всячески избегал
П., а также неудача всех попыток П. доказать объективную обоснованность
предлагаемой им системы ценностей в рамках механистич. и метафизич. социологии
(ибо, сохранив позитивистский критерий научности, оказалось невозможным
включить область ценностей в сферу науч. исследования, вывести "должное"
из "сущего"). Всё это заставило снова поставить вопрос о месте философии
в системе наук. Преобразованный П. вступает в новый, второй этап своей
эволюции - появляется махизм (эмпириокритицизм). Тенденции махизма
получают своё дальнейшее развитие в неопозитивизме, появление к-рого
относится к 20-м гг. 20 в. и к-рый является современным, третьим этапом
в эволюции П. (см. также Венский кружок, Логический позитивизм, Аналитическая
философия). Неопозитивизм, уходя от решения коренных филос. проблем,
сосредоточивается на конкретных логико-методологич. исследованиях непосредств.
опыта или языка.
Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч.,
5 изд., т. 18; Г у л ы г а А. В., Возникновение позитивизма, "Вопросы философии",
1955, № 6; Нарек и и И. С.. Очерки по истории позитивизма, М., 1960; Кон
И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; С h a r 1 t o n D. G., Positivist
thought in France during the second empire. 1852-1870, Oxf., 1959; Simon
W. M., European positivism
in the nineteenth century, Ithaca (N. Y.),
1963. См. также лит. к ст. Конт, Неопозитивизм. В. А. Лекторский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я