ПОЛЕНОВ
Василий Дмитриевич [20.5
(1.6).1844, Петербург,-18.7.1927, усадьба Борок, ныне Поленово Тульской
обл.], русский живописец, действит. чл. петерб. АХ (1893), нар. худ. РСФСР
(1926). Сын Д. В. Поленова. Учился у П. П. Чистякова и в
петерб. АХ (1863-71). Пенсионер АХ в Италии и Франции (1872-76). Участвовал
в сербо-черногор-ско-турецкой (1876) и русско-турецкой (1877-78) войнах
как художник-корреспондент.
В. Д. Поленов.
Н. Г. Полетаев.
С 1878 - передвижник. За границей
исполнил ряд картин в духе салонного академизма на темы из зап.-европ.
истории ("Право господина", 1874, Третьяковская гал.); в то же время много
работал на пленэре. С кон. 1870-х гг. большое место в творчестве П. занимает
пейзаж. Продолжая традиции лирич. пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А.
Васильева,
П.
передавал тихую поэзию, неброскую красоту уголков рус. природы, неразрывно
связанных с повседневной жизнью человека, одним из первых в рус. живописи
добивался пленэрной свежести колорита, живой естественности мотива, сочетавшейся
в его произв. с композиц. завершённостью и чёткостью рисунка ("Московский
дворик", 1878; "Бабушкин сад", 1878; "Заросший пруд", 1879; все - в Третьяковской
гал.). Разрабатываемые П. принципы (привнесение в пейзаж жанрового или
лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоят, художеств,
произв.) имели большое значение для дальнейшего развития рус. пейзажной
живописи. Этюды, выполненные П. на Бл. Востоке и в Греции (1881-82), послужили
материалом к картине "Христос и грешница" (1886-87, Рус. музей, Ленинград),
попытке разрешить нравств. проблему в духе христ. этики, а в плане художественном
- обновить живописную систему академизма. Большую убедительность тяготение
П. к гуманистич. темам получает в близкой передвижничеству по замыслу и
исполнению картине "Больная" (1886, Третьяковская гал.). Продолжая в дальнейшем
обращаться к евангельским сюжетам, П. чаще всего придавал им жанровую или
пейзажную окраску. Для пейзажей П., поев, родной природе, с сер. 1880-х
гг. характерны нарастание эпич. звучания, черт монументальности, своеобразного
декоративизма, свободная манера письма ("Золотая осень", 1893, Музей-усадьба
им. В. Д. Поленова, Поленово). Начиная с 1870-х гг. П. много работал в
области театрально-декорационной живописи, в к-рую внёс новые живописно-образные
приёмы. С 1873 оформлял спектакли в доме и позже в Моск. частной рус. опере
С. И. Мамонтова; в 1910-18 вёл в Москве просветительскую деятельность
по организации нар. театра. В 1882-95 преподавал в Моск. уч-ще живописи,
ваяния и зодчества. Ученики П.: И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остро-ухов,
А. Е. Архипов, А. Я. Головин и др. В 1905 П. вместе с В. А. Серовым направил
в Совет АХ протест против расстрела рабочих 9 янв. В усадьбе Борок (с 1931
- Поленово, Тульская обл.) П. был создан художеств, музей (в 1939 передан
родственниками П. в дар гос-ву).
Илл. см. на вклейке к стр. 193.
Лит.: Сахарова Е. В., В. Д. Поленов.
Письма. Дневники. Воспоминания, 2 изд., М.-Л., 1950; Юрова Т. В., В. Д.
Поленов, М., 1961; В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова. Хроника семьи художников,
М., 1964.
В. А. Марков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я