ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
в школе,
одна из важнейших составных частей коммуннстич. воспитания; предусматривает
ознакомление уч-ся в теории и на практике с осн. науч. принципами совр.
производства и особенностями общественных и производственных отношений,
эффективное трудовое воспитание, формирование трудовых умений и навыков,
профессиональную ориентацию уч-ся; способствует сознательному выбору трудового
пути, создаёт основу, фундамент последующей профессиональной подготовки.
Идея П. о. впервые выдвинута К. Марксом
и получила дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина. Соединение П. о.
с производит, трудом К. Маркс и Ф. Энгельс считали основой системы воспитания
в эпоху социализма и единственным средством для формирования всесторонне
развитых людей; в условиях капитализма П. о. не получает развития, т. к.
буржуазное общество более заинтересовано в подготовке односторонне специализированных
работников. В. И. Ленин рассматривал школу, дающую П. о., как одно из важнейших
средств создания базы бесклассового общества, орудие воспитания в духе
коммунизма, средство подготовки молодого поколения к строительству новой
жизни. В работах Ленина высказывается мысль о том, что политехнизм образования
является одним из руководящих принципов, определяющих цели, содержание
и формы школьного обучения. Ленинские идеи о П. о. получили развитие в
работах Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, М. И. Калинина. Крупская особо
подчёркивала, что политехнизм должен пронизывать все уч. дисциплины, изучаемые
в школе; что он требует взаимной увязки этих дисциплин, увязки их с практич.
деятельностью и особенно с обучением труду.
П. о. в соединении с умственным и фи-зич.
воспитанием впервые начало осуществляться в сов. общеобразоват. школе.
С науч. основами совр. произ-ва уч-ся знакомятся гл. обр. в процессе изучения
естественнонауч. дисциплин (при широком показе возможностей и форм использования
человеком законов природы и свойств материалов для нужд практики, произ-ва;
выборе методов обучения, максимально стимулирующих познават. активность
уч-ся и открывающих возможности для самостоят, раскрытия действия законов
природы на практике; развитии начальных навыков обращения и работы с простейшими
приборами и инструментами; ознакомлении с реальным произ-вом). Ведущая
роль в формировании и развитии умения ориентироваться в системе производств,
отношений и в воспитании готовности к труду принадлежит предметам гуманитарного
цикла: раскрытие объективных законов развития общественных отношений, ведущей
роли и места рабочего класса в создании материальных и духовных ценностей;
изучение истории социалистич. общества; ознакомление с основами экономики,
с организацией совр. произ-ва и структурой нар. х-ва, с задачами коммунистич.
строительства; выбор таких методов уч. работы, к-рые обеспечивают формирование
моральной готовности уч-ся к участию в производит. труде. Ознакомление
с науч. основами произ-ва и производств, отношений осуществляется также
на ф а-культативных занятиях, в различных технич. и опытнич. кружках в
школе и внешкольных учреждениях. Практич. развитие навыков и умений
обращаться с простейшими орудиями произ-ва, взаимодействовать с машинами
и механизмами составляет главное назначение и содержание предмета "Трудовое
обучение" Формирование у учащихся готовности к труду, воспитание трудолюбия,
профессиональная ориентация обеспечиваются всей системой уч. и внеучебной
работы школы (содержание уч. предметов, уровни трудовых уч. нагрузок, методы
обучения, обеспечивающие высокую активность деятельности ученика, и т.
д.). Решающую роль в трудовом воспитании играет участие школьников
в общественной трудовой деятельности взрослых (это позволяет на практике
знакомиться с производств. отношениями и обязанностями, действенно проявлять
духовные и физич. способности). С этой же целью организуется работа уч-ся
в уч. цехах, учебно-производств. комбинатах, ученич. производств, бригадах
и лесничествах, лагерях труда и отдыха и др.
Принцип политехнизма в значит, мере определяет
содержание образования, выбор методов обучения и практич. подготовки в
профессиональных уч. заведениях всех ступеней, включая высшую школу. Политехнизм
позволяет обеспечить широту кругозора будущих специалистов, высокий уровень
их проф. и общей культуры, развитие их способности быстро ориентироваться
в совр. технике и технологии произ-ва.
Принцип политехнизма является одним из
осн. принципов построения учебно-воспит. работы средней школы и в др. социалистич.
странах.
Лит.: Маркс К., Инструкция делегатам
Временного Центрального совета по отдельным вопросам, Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 16; Энгельс Ф., Принципы коммунизма, там же, т. 4;
Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41; его
же, Директивы ЦК коммунистам - работникам Наркомпроса; там же, т. 42; его
же, О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны,
там же; его же, Предисловие к книге И. И. Степанова ч Электрификация РСФСР
в связи с переходной фазой мирового хозяйства", там же, т. 45; Крупская
Н. К., Народное образование и демократия. Педагогические сочинения, т.
1, М., 1957; её же, Трудовое воспитание и политическое образование, там
же, т. 4, М., 1959; Луначарский А. В., Основные принципы единой трудовой
школы, в сб.: А. В. Луначарский о народном образовании, М., 1958; Блонский
П. П., Трудовая школа, ч. 1 - 2, М., 1919; Шабалов С. М., Политехническое
обучение, М., 1956; Проблемы политехнического образования, М., 1972.
В. Г. Зубов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я