ПОЛИФОНИЯ
(от поли... и греч.
phone-звук, голос), вид многоголосия в музыке, осн. на равноправии составляющих
фактуру голосов (родственный термин -контрапункт). Их объединение
подчиняется законам гармонии, координирующей общее звучание. П. противоположна
гомофонно-гармонич. многоголосию, в к-ром главенствует один (обычно верхний)
голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность
голосами аккордов. П. складывается из объединения свободных мелодико-линеарных
голосов, получающих в произв. широкое развитие.
В зависимости от мелодико-тематич. содержания
голосов различают: подголосочную П., образующуюся от одноврем. звучания
осн. мелодии и её вариантов-подголосков; она характерна для нек-рых нар.-песенных
культур, напр, русской, откуда перешла в творчество проф. композиторов;
имитационную П., разрабатывающую одну и ту же тему, имитационно переходящую
из голоса в голос; на этом принципе основаны формы канона и фуги,
контрастно-тематическую
П., в к-рой голоса проводят в одновременности самостоятельные, нередко
относящиеся к разным муз. жанрам темы; этот род П. синтезирует тематич.
материал, служит сопоставлению и объединению различных его пластов.
В музыке 18-20 вв. эти виды П. порой соединяются
в сложных сплетениях. Таковы формы фуги и канона на две (три и т. д.) темы
объединение имитационного развития с выдержанной самостоятельной темой,
напр, хорал (кантаты И. С. Баха), пассакалъя (П. Хиндемит)
и др.
Формы П. начиная с 12-13 вв. сильно менялись.
Выделяются эпохи П. строгого стиля с вершиной в творчестве Дж. Палестрины
и
П. свободного стиля с вершиной в иск-ве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, традиции
к-рых продолжены В. А. Моцартом, Л. Бетховеном и композиторами последующего
времени. В отечеств, музыке П. занимает большое место в рус., укр., груз.
нар. творчестве, первый же взлёт проф, иск-ва П. связан с музыкой партесного
стиля (см. Партесное пение). Классич. форму рус. П. получила в творчестве
М. И. Глинки и последующих рус. муз. классиков. П.- ведущий элемент муз.
языка композиторов 20 в., в частности И. Ф. Стравинского, Н. Я. Мясковского,
С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. К. Щедрина, П. Хиндемита, Б. Бриттена.
Лит.: Танеев С., Подвижной контрапункт
строгого письма, 2 изд., М., 1959; Скребков С., Учебник полифонии, 3 изд.,
М., 1965; Протопопов В. В., История полифонии в ее важнейших явлениях.
Русская классическая и советская музыка, М., 1962; его же, История полифонии
в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII-XIX вв., М.,
1965; ProutE., Counterpoint: strict and free, L., 1890; R i e m a n n H.,
GroPe Kompositionslehre, Bd 1-2, B.-Stuttg., 1903.
Вл. В.Протопопов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я