ПОЛИЭКРАННОЕ КИНО
метод съёмки
и демонстрации кинофильмов, обеспечивающий одновременный показ неск. тематически
связанных изображений (полиизображений). Различают 3 осн. схемы проекции
полиэкранных фильмов (определяющие способы их съёмки): с неск. экранами,
расположенными в одной или в разных плоскостях, и соответствующим числом
кинопроекторов; с одним экраном, на различные участки к-рого проецируются
изображения с неск. кинопроекторов; с одним экраном и одним кинопроектором,
осуществляющим проекцию полиизображений, полученных на одной киноплёнке.
Первые 2 схемы, разработанные в ЧССР, впервые были применены на Всемирной
выставке в Брюсселе в 1958. В последующие годы эти схемы использовались
в основном для киноаттракционов на международных и др. выставках. Широкое
распространение в совр. П. к. находит 3-я схема, получившая название вариоскопического
кино с полиизображением; её достоинства - высокое качество изображения
и возможность изменять количество, форму и расположение отд. изображений
в кадре.
В СССР киностудией "Мосфильм" и
кинофотоинститутом
разработана
система широкоформатного вариоскопич. кино с полиизооражением и шестика-нальным
стереозвуковым сопровождением ("Совполикадр"). Фильмы, снятые по этой системе,
демонстрируются с использованием широкоформатной аппаратуры; они могут
быть также переведены (методом оптич. печати) в широкоэкранные, что даёт
возможность показывать их в сети широкоэкранных кинотеатров.
Лит.: Голдовский Е. М., Введение
в кинотехнику, М., 1974; Высоцкий М. 3., Системы кино и стереозвук, М.,
1972. М.З.Высоцкий.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я