ПОЛОВАЯ ЖИЗНЬ
совокупность соматических
(телесных), психических и социальных процессов и отношений, в основе к-рых
лежит и посредством к-рых удовлетворяется половое влечение.
Пол и половое поведение. Общей био-логич.
основой полового поведения является инстинкт продолжения рода (см. Пол,
Размножение), его конкретные формы (разделение функций между полами,
особенности репродуктивного цикла, ритуал ухаживания, техника полового
акта и т. д.) различаются в зависимости от вида и рода, а также пола, возраста
и условий жизни организма. Наряду с инстинктивной, генетически заданной
организму программой нормальное половое поведение обеспечивается посредством
научения,
через
общение со сверстниками, родителями и др. Чем выше уровень организации
и психики животного, тем большую роль в его поведении играют усвоенные
и выработанные в процессе индивидуального развития навыки. Напр., морские
свинки, выращенные в условиях полной изоляции, будучи по достижении половой
зрелости подсажены к особям противоположного пола, в большинстве случаев
проявляют нормальную половую активность, инстинктивно находя адекватные
своему виду формы спаривания и т. д. В отличие от этого, макаки-резусы,
выращенные в изоляции, оказываются неспособными к нормальной П. ж., т.
к. у них не выработаны необходимые психологич. механизмы общения. Чем сложнее
животное, тем глубже и многограннее связь его полового поведения с др.
аспектами жизнедеятельности. Половое поведение животных необходимо рассматривать
в единстве индивидуально-генетических и групповых (формирующихся и проявляющихся
только в общении с др. особями того же вида) характеристик.
У человека к этим факторам добавляется
и играет важнейшую роль ряд социально-культурных детерминант. Био-логич.
пол индивида включает неск. относительно автономных компонентов, последовательно
формирующихся в процессе развития организма: 1) хромосомный (генетич.)
пол, к-рый определяется в момент зачатия; 2) гонадный пол -формирование
мужских или женских половых желез (см. Гонады), 3) гормональный
пол зародыша, от к-рого зависит дифференциация гениталий - половых органов
(гормоны также сильно влияют на психику); 4) морфологич. пол - строение
внутрирепродуктивных органов и наружных гениталий; 5) пу-бертатный, т.
е. связанный с половым созреванием, гормональный пол, ответственный за
появление вторичных половых признаков, и др. Нарушение любого из звеньев
этой системы так или иначе сказывается на половой функции (см. Гермафродитизм,
Интерсексуальность). Однако сам по себе биологич. пол ещё не превращает
индивида в мужчину или женщину и не гарантирует адекватного полового поведения.
Для этого необходима также соответствующая психосексуальная идентификация
(отождествление):
человек должен осознать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую,
мужскую или женскую, роль.
Психосексуальная идентификация -один из
важнейших аспектов формирования личности; она осуществляется в процессе
жизнедеятельности, под влиянием воспитания и общения. Определив по внешним
признакам пол новорождённого (т. н. аскриптивный, приписанный пол), родители
и др. взрослые систематически воспитывают ребенка в соответствующем духе.
Уже к 1,5-2 годам ребёнок обычно знает свой пол и в дальнейшем основывает
на этом определённый стиль жизни и уровень притязаний, поскольку все культуры
так или иначе различают "мужские" и -"женские" роли и качества. Степень
соответствия своего тела и поведения стереотипу мужчины или женщины является
своеобразной психологич. осью, вокруг к-рой структурируется образ собственного
Я и от к-рой сильно зависит самооценка и самоуважение. Позже, по мере полового
созревания, у подростка появляются соответствующие сексуальные интересы,
влечение к противоположному полу. Огромное влияние оказывают при этом среда
и сверстники. В норме биологические и социально-психологич. характеристики
пола совпадают, идут в одном направлении. Однако бывают случаи, когда они
расходятся (ошибочное определение пола младенца в связи с недоразвитостью
его гениталий или сомнения относительно половой принадлежности подростка
в связи с задержкой полового созревания и т. д.). Предсказать направление
психосексуальной идентификации и психосексуальных ориентации личности в
этих случаях трудно; во всяком случае, социальные факторы здесь не менее
важны, чем генетические. Т. о., половое поведение человека - продукт совместного
действия биогенетических и социальных (аскриптивный пол и обществ, система
дифференциации мужских и женских ролей) сил.
Культурно-исторические аспекты половой
жизни. Одна из особенностей человеческой сексуальности состоит в том,
что переживания, связанные с удовлетворением половой потребности, отделены
от её первоначальной биологич. цели -продолжения рода. Эта автономия рекреативной
функции (получение наслаждения) П. ж. от репродуктивной (дето-производство)
создала принципиальную возможность гуманизации полового чувства, превращения
элементарного полового влечения в человеческую любовь, когда взаимоотношения
между мужчиной и женщиной служат не только средством продолжения рода и
источником чувств, наслаждения, но и дают высочайшее счастье глубокой психологич.,
душевной близости. Отсюда также вытекает громадное многообразие форм человеческой
сексуальности. Не говоря уже о различных замещающих (викарирующих) формах
П. ж., когда оргазм вызывается путём искусств. возбуждения гениталий,
без полового акта (см. Онанизм), и к-рые присущи не только человеку,
но и мн. животным, человеческое воображение способно эротизировать, делать
сексуально значимым практически любой реальный или идеальный объект. Причём
это происходит не только на уровне индивидуального, но и на уровне обществ.
сознания. П. ж. - неотъемлемая составная часть культуры, к-рая, с одной
стороны, выражает, обобщает и символизирует, а с другой - направляет и
координирует многообразные фактические проявления сексуальности.
Всякое развитое человеческое общество имеет
систему норм половой морали, к-рая регулирует взаимоотношения полов, соотнося
их с деятельностью обществ. институтов. в рамках к-рых осуществляется продолжение
рода и социализация, воспитание потомства (см. Брак, Семья).
Уже
древнейшие цивилизации знали весьма различные формы П. ж., одни из к-рых
нормативно одобрялись и даже возводились в ранг культурных символов (напр.,
фаллический культ, оргиастич. ритуалы Востока, Дионисии), а др.
осуждались и запрещались. В целом П. ж. усложнялась и индивидуализировалась
по мере развития культуры и личности. Однако процесс этот противоречив.
Соотношение духовных и телесных аспектов П. ж., равно как и отношение к
различным формам сексуальности, неодинаково в разных обществах. Древнейшим
и самым универсальным табу безусловно является запрет кровосмешения
(инцеста),
но насчёт других аспектов П. ж. (добрачные и внебрачные связи, онанизм,
гомосексуализм
и т. д.) разные общества и культуры придерживались разных, иногда даже
противоположных норм. Уже античные авторы различают чувств. влечение, половую
страсть к обладанию (эрос) и возвышенную духовную любовь (агапе, платонич.
любовь). Но при этом рекреативная сторона сексуальности настолько резко
отделяется от репродуктивной, осуществляемой в браке, что, по выражению
Ф. Энгельса, "...для классического поэта древности, воспевавшего любовь,
старого Анакреонта... безразличен был даже пол любимого существа" (Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 79).
Для европ. средневековья характерно двойств,
отношение к П. ж. Офиц. христианская мораль в принципе антисексуальна:
всё телесное она считает низменным и греховным, видя идеал в полном воздержании;
даже в браке П. ж. допускается только ради продолжения рода. Однако на
бытовом уровне средневековая культура была весьма терпима к сексуальности,
видя в ней нормальный и естеств. аспект человеческого бытия, свободно обсуждавшийся
в быту и светском иск-ве.
Раннебурж. общество вносит существ, коррективы
в эти установки. В противовес церковному аскетизму, гуманисты реабилитируют
право человека на чувств, наслаждение, и эротика снова занимает место в
офиц. "высокой" культуре. Но вслед за тем религ. пуританская мораль создаёт
систему антисексуальных установок, в свете к-рых П. ж. предстаёт не только
греховной, но и несовместимой с самореализацией личности в сфере труда
и накопления богатства. В жизни по принципу "делу - время, потехе -час"
для сексуальности не находится места, она снова запрещается как нечто постыдное.
Дуалистич. противопоставление "возвышенной" любви "низменно-му", "животному"
половому влечению пронизывает и медико-педагогич. лит-ру 18-19 вв. Если
античные авторы стремились научить человека наслаждаться, то педагоги нового
времени озабочены гл. обр. тем, как ослабить половое влечение, оттянуть
начало П. ж. Мораль полового воздержания формулируется при этом в тех же
выражениях, что и бурж. принципы экономии, накопления, самоконтроля. Стремление
"десексуали-зировать" человека и культуру, подкреплённое цензурной политикой
(многие классич. произведения лит-ры и иск-ва в своё время считались "непристойными"),
увеличивает разрыв между моральным сознанием общества и реальным поведением
людей. П. ж. ассоциируется с чувством вины, уходит в "подполье", что, в
свою очередь, порождает неврозы. Именно это противоречие зафиксировал в
своей клинич. практике и обобщил теоретически австр. врач 3. Фрейд.
Особенно
тяжёлым было положение женщин, к-рых викторианская философия считала в
принципе асексуальными, лишёнными половых потребностей. Эта установка способствовала
распространению фригидности. Для мужчин холодность официального бурж. брака
компенсировалась узаконенной проституцией.
Кризис бурж. системы ценностей, а также
такие факторы, как рост автономии молодёжи от родителей в гор. среде, ускорение
полового созревания подростков в связи с акцелерацией, вовлечение
женщин в общественно-трудовую жизнь и рост женского равноправия, ослабление
традиционной религ. морали, рождение науч. сексологии и распространение
светского, рационального отношения к вопросам пола, появление эффективных
контрацептивов (см. Контрацепция), позволяющих при правильном применении
избежать нежелаемой беременности,- всё это вместе взятое вызвало значит,
сдвиги в П. ж. в сторону либерализации половой морали и ослабления "двойного
стандарта" (т. е. разных норм поведения для мужчин и для женщин). П. ж.
теперь начинается значительно раньше (в ФРГ с 1960 по 1970 у более образованной
части молодёжи возраст начала активной П. ж. снизился в среднем на 3-4
года). Отсюда - ряд социальных и этич. проблем. В бурж. обществе этот процесс
выступает прежде всего отрицательными сторонами - потребительским отношением
к сексу, ростом отчуждённого, коммерч. эротизма, порнографии, дезорганизацией
семьи. Гипертрофия сексуальности, провозглашение её главной и определяющей
стороной человеческой жизни, типичные для нек-рых "левых" теоретиков, усматривающих
в "сексуальной революции" ключ ко всеобщему освобождению, так же вредны
и несостоятельны, как её замалчивание или биологизация. Это -две стороны
одной медали. Отмечая, что в области брака и половых отношений назревают
глубокие изменения, В. И. Ленин вместе с тем резко осуждал мелко-бурж.-анархич.
трактовку этого процесса и подчёркивал необходимость рассматривать его
в свете коренных интересов общества, в т. ч.-в связи с развитием брач-но-семейных
отношений, к-рые и при социализме остаются важнейшим регулятором П. ж.
(см. К. Цеткин, Воспоминания о Ленине, М., 1955, с. 48). Отношения между
полами, при всей их интимности, суть обществ. отношения. Это не может не
накладывать на людей определённых обязанностей как по отношению друг к
другу, так и, в особенности, по отношению к детям. Потребительское отношение
к П. ж., оборачиваясь "свободой" от ответственности и серьёзности в любви,
ведёт в конечном итоге к деиндиви-дуализации половых отношений и эмоциональной
неудовлетворённости. В этой области, как и в других, самоконтроль-необходимый
момент свободного самовыражения личности. И. С. Кон.
Медико-психологические аспекты половой
жизни. П. ж.- важный компонент нормальной жизнедеятельности человека.
Данные совр. сексологии не подтверждают фрейдовской теории сублимации,
согласно
к-рой половое влечение может быть удовлетворено несексуальным способом,
путём переключения на к.-л. др. вид деятельности (напр., труд, художеств,
творчество). Такое переключение интересов и психич. энергии без ущерба
для личности возможно, но лишь как временная мера и в ограниченных пределах.
Не подтверждаются также меха-нистич. теории (О. Эфферц и др.), согласно
к-рым все люди обладают одним и тем же фиксированным запасом половой энергии,
рассчитанным на определённое число эякуляций, так что задача сводится
к экономному её распределению. Универсальной биолошч. "нормы" П. ж. (её
интенсивности, продолжительности, эмоц. окрашенности и т. д.) не существует,
она варьирует в зависимости от возраста, пола и индивидуальных конституционально-генетич.
и личностных (обусловленных воспитанием и жизненным опытом) особенностей
человека.
Возрастная динамика П. ж. неразрывно связана
с полом вследствие различий жизненного цикла мужчин и женщин и специфич.
особенностей (пока недостаточно изученных) женской сексуальности. Интерес
к вопросам пола и соответствующие психосексуальные ориентации формируются
обычно ещё до полового созревания под влиянием среды и воспитания. В период
полового созревания пробуждается активное половое влечение. Воздействие
гормонов и механич. переполнения семенных пузырьков стимулирует повышенную
половую возбудимость у мальчиков-подростков (юношеская гиперсексуальность),
у к-рых начинаются первые семяизвержения (чаще всего при онанизме и поллюциях),
появляются
эротич. фантазии и игры. Признаки половой зрелости имеют также важное символич.
значение, а именно -наступление взрослости. Недаром обряды инициации
(посвящение
во взрослое состояние) почти везде связаны с половым созреванием. Однако
эротич. стремления и потребность в эмоциональном тепле и контакте у подростков
часто не совпадают и могут быть даже направлены на людей разного пола.
Юношеская любовь психологически очень близка к дружбе, к-рая предшествует
ей как первая форма свободно выбранной человеческой интимности. Хотя девочки
созревают на 1,5-2 года раньше мальчиков, осознанные эротич. влечения появляются
у них позже, поэтому интерес к мальчикам вначале символизируется как потребность
в дружбе. Различия между мужской и женской сексуальностью существуют и
у взрослых. Женская сексуальность, по-видимому, теснее связана с репродуктивной
функцией, отсюда и особенности женского оргазма.
В период зрелой сексуальности половая активность
стабилизируется на уровне, определяемом половой конституцией, морально-психологич.
установками и условиями жизни (особое значение имеет вступление в брак,
после чего П. ж. приобретает необходимую регулярность). Инволюционный период,
включающий климакс, характеризуется постепенным снижением половой
активности; доля мужчин, способных к осуществлению полового акта, снижается
с 75% у шестидесятилетних до 30% у семидесятилетних 14-20% у восьмидесятилетних.
У женщин труднее проследить возрастную динамику.
Среднестатистич. массовые показатели половой
активности не могут служить обязательным или хотя бы примерным нормативом
для отд. индивида. Особенности П. ж. индивида определяются совокупностью
его генетических, гормональных, нервных и личностных качеств; поэтому то,
что вполне нормально и естественно для одного, может быть ненормально и
неестественно для другого. Люди с сильной половой конституцией раньше других
начинают П. ж., интенсивнее её ведут и позже заканчивают. Однако эмоциональная
окрашенность половых переживаний и степень получаемого от них удовлетворения
зависят не столько от физиологич. потенции, сколько от типа личности, её
отношения к себе, общей эмоциональной чувствительности, способности к сопереживанию,
общению и от др. морально-волевых качеств.
Трудности, испытываемые людьми в сфере
П. ж., также имеют преим. об-щепсихологич. корни (эмоциональная холодность,
некоммуникабельность, неспособность к глубоким и длительным привязанностям),
к-рые в свою очередь связаны с условиями воспитания (отношения с родителями,
эмоциональный климат в семье, наличие общества сверстников и характер взаимоотношений
с ними, особенности подростковой и юношеской дружбы и т. д.).
Формирование здоровой сексуальности - сложный
и противоречивый процесс. Человеку свойственны многообразные заместительные
(экстрагенитальные) формы П. ж. и сексуальные символы (таковыми могут служить
зрительные образы, нагота, интимные предметы одежды и т. п.). При нормальном
психосексуальном развитии они играют вспомогат. роль, провоцируя или усиливая
половое влечение и вовлекая в него все органы человеческих чувств. Это
колоссально интенсифицирует любовные переживания, делая их в полном смысле
слова тотальными. Однако в случае устойчивой и исключительной фиксации
на них, эти заместительные и дополнит, формы сексуальности могут приобретать
характер навязчивых девиантных (отклоняющихся) тенденций и перерастать
при определённых условиях в половые извращения. На всех этапах жизненного
цикла половая активность тесно связана со всей остальной жизнедеятельностью
личности. Половые излишества, будь то навязчивый онанизм подростка или
донжуанские похождения взрослого, чаще всего являются симптомом общей жизненной
дисгармонии, попыткой компенсировать свою неудовлетворённость в др. сферах
деятельности. В свою очередь, половая неудовлетворённость, каковы бы ни
были её личностные или ситуационные причины, нередко проявляется в общей
эмоциональной подавленности, депрессии и т. п., а также в антисоциальных
поступках (в т. ч. и половых преступлениях). В смягчении психологич.
кризисов, характерных для периода полового созревания и др. поворотных
моментов жизненного цикла, важную роль играют половое воспитание, просвещение
и сек-сологич. служба.
Лит.: Рюриков Ю., Три влечения,
М., 1967; Кон И. С., Социология личности, М.. 1967; Харчев А. Г., Голод
С. И., Молодежь и брак, в сб.: Человек и общество, в. 6, Л., 1969; Проблемы
современной сексо-патологии. [Сб. тр.], М., 1972; Имелинский К., Психогигиена
половой жизни, пер. с польск., М., 1972; Гулыга А. В., Андреева И. С.,
Пол и культура, "философские науки", 1973, № 4; Фрейд 3., Очерки психологии
сексуальности, пер. с нем. М., 1923; Sexual behavior in the human female,
Phil.-L., 1953; FordC. S., Beach F. A., Patterns of sexual behavior, L.,
1965; Sex and behavior, N. Y., 1965; Masters W. H., Johnson V. E., Human
sexual response, L., 1966; S to Her R.J., Sex and gender..., L., 1968;
Quijado O., Vida у sexo, Santiago, 1972; S с h nab I.S., Intimferhalten,
Sexualstorungen, Personlich-keit, В., 1972; Money J., Ehrhardt A. A., Man
and woman, N. Y., 1972.
Г. С. Василъченко, И. С. Кон.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я