ПОНЯТИЕ
форма мышления, отражающая
существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии
и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы нек-рого
класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.
П. суть "...не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно
их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей"
(Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 550). П.
не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения,
классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, П. "человек"
отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие
любого человека от всего другого.
Различают П. в широком смысле и науч. П.
Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений
и закрепляют их в словах. Науч. П. отражают существенные и необходимые
признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются науч. терминами.
В П. выделяют его содержание и объём. Совокупность обобщённых, отражённых
в П. предметов называется объёмом П., а совокупность существенных признаков,
по к-рым обобщаются и выделяются предметы в П.,- его содержанием. Так,
напр., содержанием П. "параллелограмм" является геометрическая фигура,
плоская, замкнутая, ограниченная четырьмя прямыми, имеющая взаимно параллельные
стороны, а объёмом - множество всех возможных параллелограммов. Развитие
П. предполагает изменение его объёма и содержания.
Переход от чувственной ступени познания
к логич. мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий,
представлений к отражению в форме П. По своему происхождению П. является
результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением
исторически достигнутого знания. Образование П.- сложный диа-лектич. процесс,
к-рый осуществляется с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез,
абстрагирование, идеализация, обобщение, эксперимент и др. П.-это необразное,
выраженное в слове отражение действительности. Оно обретает своё реальное
мыслительно-речевое бытие лишь в развёртывании определений, в суждениях,
в
составе определённой теории.
В П. выделяется и фиксируется прежде всего
общее, к-рое достигается за счёт отвлечения от всех особенностей отд. предметов
данного класса. Но оно не исключает единичное и особенное. На
основе общего только и возможно выделение и познание особенного и единичного.
Науч. П. является единством общего, особенного и единичного, т. е. конкретно-всеобщим
(см. Всеобщее). При этом общее в П. относится не просто к числу
экземпляров данного класса, обладающих общими свойствами, не только к множеству
однородных предметов и явлений, а к самой природе содержания П., выражающего
нечто существенное в предмете.
В подходе к П. в истории философии выявились
две противоположные линии -материалистическая, считающая, что П. объективны
по своему содержанию, и идеалистическая, согласно к-рой П. есть спонтанно
возникающая мысленная сущность, абсолютно независимая от объективной реальности.
Напр., для объективного идеалиста Г. Гегеля П. первичны, а предметы, природа
суть лишь бледные копии их. Феноменализм рассматривает П. как последнюю
реальность, не относящуюся к объективной действительности. Нек-рые идеалисты
рассматривают П. как фикции, созидаемые "свободной игрой сил духа" (см.
Фикционализм).
Неопозитивисты,
сводя П. к вспомогательным логико-языковым средствам, отрицают объективность
их содержания.
Диалектич. материализм исходит из того,
что П. адекватно отражают действительность. "Человеческие понятия субъективны
в своей абстрактности, оторванности, но объективны в целом, в процессе,
в итоге, в тенденции, в источнике" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд.,
т. 29, с. 190).
Будучи отражением объективной реальности,
П. столь же пластичны, как и сама действительность,обобщением к-рой они
являются. Они "...должны быть также обтесаны, обломаны, гибки, подвижны,
релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир"
(там же, с. 131). Науч. П. не есть нечто законченное и завершённое; напротив,
оно заключает в себе возможность дальнейшего развития. Осн. содержание
П. изменяется лишь на определённых этапах развития науки. Такие изменения
П. являются качественными и связаны с переходом от одного уровня знания
к другому, к знанию более глубокой сущности мыслимых в П. предметов и явлений.
Движение действительности можно отразить только в диалектически развивающихся
П. А. Г. Спиркин. П. в формальной логике -элементарная единица мыслительной
деятельности, обладающая известной целостностью и устойчивостью и взятая
в отвлечении от словесного выражения этой деятельности. П.- это то, что
выражается (или обозначается) любой значащей (самостоятельной) частью речи
(кроме местоимений), а если перейти от масштабов языка в целом к "микроуровню",
то - членом предложения. Для трактовки проблемы П. (в её формальнологическом
аспекте) можно воспользоваться готовым арсеналом трёх областей совр. знания:
1) общей алгебры, 2) логической семантики, 3) математической
логики.
1) Процесс образования П. естественно описывается
в терминах гомоморфизма, разбивая интересующее нас множество объектов
на классы "эквивалентных" в к.-л. отношении элементов (т. е. игнорируя
все различия между элементами одного класса, не интересующие нас в данный
момент), мы получаем новое множество, гомоморфное исходному (т. н. фактормножество),
по выделенному нами отношению эквивалентности. Элементы этого нового множества
(классы эквивалентности) можно мыслить теперь как единые, нерасчленяемые
объекты, полученные в результате "склеивания" всех неразличимых в фиксированных
нами отношениях исходных объектов в один "комок". Эти "комки" отождествлённых
между собой образов исходных объектов и есть то, что мы называем П., полученными
в результате мысленной замены класса близких между собой представлений
одним "родовым" П.
2) При рассмотрении семантического аспекта
проблемы П. необходимо различать П. как нек-рый абстрактный объект и называющее
его слово (являющееся вполне конкретным объектом), имя, термин. Объёмом
П. наз. та самая совокупность "склеиваемых" в это П. элементов, о к-рой
сказано выше, а содержанием П.- перечень признаков (свойств), на основании
к-рых производилось это "склеивание". Т. о., объём П.- это денотат (значение)
обозначающего его имени, а содержание - концепт (смысл), к-рый это имя
выражает. Чем обширнее набор признаков, тем уже класс объектов, удовлетворяющих
этим признакам, и наоборот, чем уже содержание П., тем шире его объём;
это очевидное обстоятельство часто именуют законом обратного отношения.
3) Формальнологич. проблематику, связанную
с теорией П., можно изложить, опираясь на хорошо разработанный аппарат
исчисления предикатов (см. Логика предикатов). Семантика этого исчисления
такова, что им легко описывается субъектно-предикатная структура суждений,
рассматривавшихся в традиционной логике (субъект, т. е. подлежащее,-то,
о чём говорится в предложении, выражающем данное суждение; предикат, т.
е. сказуемое,- то, что говорится о субъекте), при этом возможны далеко
идущие, хотя и вполне естественные, обобщения. Прежде всего допускается
(как и в обычной грамматике) более одного субъекта в предложении, причём
(в отличие от грамматич. канонов) роль субъектов играют не только подлежащие,
но и дополнения - "объекты"; в роли предикатов фигурируют не только собственно
сказуемые (в т. ч. выраженные многоместными предикатами, описывающими отношения
между несколькими субъектами), но и определения. Обстоятельства и обстоятельственные
обороты в зависимости от их грамматич. строения всегда можно отнести к
одной из этих двух групп (субъекты и предикаты), а пересмотр всего словарного
запаса любого языка, "мобилизуемого" на выражение П., показывает, что он
весь распределяется на
эти две категории (количественные числительные,
а также слова типа "всякий", "любой", "некоторый", "существует" и т. п.,
не попавшие в это распределение на два класса, играют в естественном языке
роль кванторов, позволяющих образовывать и отличать друг от друга
общие, частные и единичные суждения). При этом субъекты (выражаемые посредством
т. н. термов языков, основанных на исчислении предикатов) н предикаты выступают
как имена П.: вторые самым буквальным образом, а первые, будучи переменными,
"пробегают" нек-рые "предметные области", служащие объёмами П., и если
они постоянные (константы), то являются именами собственными, обозначающими
конкретные предметы из этих предметных областей. Т. о., предикаты-это содержания
П., а классы объектов, на к-рых эти предикаты истинны,- объёмы; что касается
термов, то они являются либо родовыми именами для произвольных "представителей"
нек-рых П., либо именами конкретных представителей. Иными словами, вся
формальнологич. проблематика, связанная с теорией П., оказывается фрагментом
исчисления предикатов. Так, закон обратного отношения оказывается перефразировкой
тавтологии (тождественно-истинной формулы) логики высказываний А&В
) ]А (здесь &-знак конъюнкции, ) - знак импликации) или её обобщения
из логики предикатов VxC(x) ) C())(V - квантор всеобщности).
Лит.: Горский Д. П., Вопросы абстракции
и образование понятий. М.. 1961; Курсанов Г. А., Диалектический материализм
о понятии, М., 1963; Арсеньев А. С., Библер В. С., Кедров Б. М., Анализ
развивающегося понятия, М., 1967; Воишвилло Е. К., Понятие, М., 1967; Копнин
П. В., Диалектика как логика и теория познания, М., 1973.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я