"ПОП-APT"

"ПОП-APT" (англ, pop art, от pop
-отрывистый звук, лёгкий удар, хлопок, похожий на хлопанье пробки, буквально
- искусство, производящее взрывной, шокирующий эффект; трактуется также
как сокращение от английского popular art - популярное, общедоступное искусство),
неоавангардистское направление в изобразит. иск-ве. Явившись своеобразной
реакцией на абстрактное искусство и вместе с тем обнаружив связь
с дадаизмом (особенно с творчеством М. Дюшана) и сюрреализмом,
"П.-а."
получил распространение со 2-й пол. 1950-х гг. в США (основоположник направления
- Р. Раушенберг; К. Ол-денберг, Дж. Розенквист, Дж. Джонс, Р. Лихтенстайн,
Дж. Дайн), Великобритании (П. Блейк, Р. Гамильтон) и др. странах. Своими
целями представители "П.-а." провозгласили "возвращение к реальности",
"раскрытие эстетич. ценности" образцов массовой продукции, языка средств
массовой
коммуникации
(реклама, фото, репродукция, комикс и т. п.), всей окружающей
человека искусств. материальной среды. Они буквально воспроизводят (часто
с помощью коллажа или иных подобных техник) типичные предметы совр.
урбанизированного быта (вещи домашнего обихода, упаковка товаров, фрагменты
интерьеров, детали машин и т. д.), популярные печатные изображения к.-л.
известных личностей и событий или даже включают эти предметы и изображения
в композиции в натуральном виде. Подменяя реальность алогичной комбинацией
разнохарактерных муляжей, "П.-а.", как и исторически предшествующие ему
течения модернизма, остаётся замкнутым в круге самодовлеющих формальных
экспериментов; он так же далёк от реалистически последо-ват. изображения
действительности, как, напр., абстракционизм, являясь. по существу, антиискусством.
Известное влияние "П.-а." на рекламу, плакат, журнальную графику свидетельствует
о его ориентированности на "массовую культуру" капиталистич. общества
с её девальвацией духовных ценностей.


"Поп-арт". Дж. Розенквист. "Живей!". 1961.
Частное собрание. Париж.


Лит.: Лифшиц Мих., Феноменология
консервной банки, в кн.: Лифшиц Мих., Рейнгардт Д., Кризис безобразия.
От кубизма к поп-арт, М., 1968; С и-биряков В., Поп-арт и парадоксы модернизма,
М., [1969]; Кузьмина М., Поп-арт, в сб.: Модернизм, М., 1973; Rub1оwskу
J., Pop art, N. Y., 1965; Lippard L. R., Pop art, 3 ed., L., [1970].




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я