ПОПОВ

ПОПОВ Алексей Дмитриевич [12(24).3.
1892, г. Николаевск, ныне Пугачёв Саратовской обл.,- 18.8.1961, Москва],
советский режиссёр, теоретик театра и педагог, нар. арт. СССР (1948), доктор
искусствоведения (1957). Чл. КПСС с 1954. Учился в школе живописи в Казани
С 1912 актёр МХТ. В 1918-23 актёр, режиссёр и руководитель Театра студийных
постановок (Кострома), где создал ряд спектаклей, следуя творческим принципам
МХТ ("Потоп" Бергера, "Сверчок на печи" Диккенса, "Вечер, посвящённый Парижской
Коммуне" и др ). В 1923-30 режиссёр 3-й Студии МХТ (с 1926 - Театр им.
Евг. Вахтангова), где активно утверждал сов. драматургию, поставив спектакли
"Виринея" Сей-фуллиной и Правдухина (1925), "Разлом" Лавренёва (1927).
В 1930-35 художеств. руководитель Театра Революции; в его постановках пьес
Н. Ф. Погодина "Поэма о топоре" (1931), "Мой друг" (1932), "После бала"
(1934) нашла убедительное сценич. воплощение героика социалистич. строек.


Деятельность П.-режиссёра, отмеченная правдивым,
многогранным раскрытием духовного мира человека нового, социалистического
общества, особенно полно проявилась в Центральном театре Красной (ныне
Советской) Армии (ЦТСА), который он возглавлял в 1935-60. Здесь П. создал
большие народно героич. спектакли, посвящённые созидательному труду и воинским
подвигам сов. человека. Типические черты современника П. раскрывал через
бережную, тонкую передачу психологии каждого отдельного образа и одновременно
через насыщенные мыслью и чувством массовые сцены. Среди его работ в ЦТС
А - "Год 19-й" Прута (1936), "Сталинградцы" Чепурина (1944), "Степь широкая"
Винникова (1949), "Поднятая целина" по Шолохову (1957). Ставил спектакли,
посвящённые истории России: "Полководец Суворов" Бехтерева и Разумовского
(1939), "Полководец" Тренёва (1945), "Флаг адмирала" Штейна (1950) - в
ЦТСА; "Иван Грозный" ("Трудные годы") А. Н. Толстого (1946) - во МХАТе.


Значит. вкладом в сценич. раскрытие филос.
гуманистич. смысла произв. У. Шекспира явились постановки П. трагедии "Ромео
и Джульетта" (1935, Театр Революции) и комедии "Укрощение строптивой" (1937,
ЦТСА). Интересным опытом создания одной из первых сов. кинокомедий был
фильм П. "Два друга, модель и подруга" (1928). Принципы режиссёрской школы
МХАТа П. применял творчески, основываясь прежде всего на проникновении
в сущность совр. действительности, в духовный мир сов. человека. Теоретически
разработал положение о художеств. целостности спектакля как об органич.
гармонии всех его компонентов, в основе к-рых лежит жизненная правда. П.
был воспитателем мн. актёров и режиссёров. С 1919 вёл педагогическую работу,
преподавал в училище при ЦТСА и в ГИТИСе (с 1940 профессор, в 1961 художественный
руководитель). Гос. пр. СССР (1943, 1950, 1951). Награждён орденом Ленина
и медалями.


Соч.: Художественная целостность спектакля,
М., 1959; Воспоминания и размышления о театре, М., 1963; Спектакль и режиссер,
2 изд., М., 1972.


Лит.: Зоркая Н., Творческий путь
А. Д. Попова, М., 1954. Б. И. Ростоцкий.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я