ПОРТРЕТ
(франц. portrait, от устаревшего
portraire - изображать), изображение или описание (напр., в литературе)
к.-л. человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной
действительности. В изобразительном искусстве П.- один из главных жанров
живописи, скульптуры, графики, а также фотоискусства. В основе жанра П.-мемориальное
начало, увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим критерием
портретности является сходство изображения с портретируемым (моделью, оригиналом).
Сходство в П.-результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого,
но и правдивого раскрытия его духовной сущности в единстве индивидуально-неповторимых
и типических черт, присущих ему как представителю определённой историч.
эпохи, национальности, социальной среды. Однако вследствие практич. невозможности
сопоставления зрителем изображения с моделью П. часто называют всякое индивидуализированное
изображение человека, если оно является единственной или по крайней мере
главной темой художеств. произведения. Обычно П. изображает современное
художнику лицо и создаётся непосредственно с натуры. Наряду с этим сформировался
тип П., изображающего к.-л. деятеля прошлого (исторический П.) и создаваемого
по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного,
документального и т. п.) материала. Как в П. современника, так и в историч.
П., объективному изображению действительности сопутствует определённое
отношение мастера и модели, отражающее его собств. мировоззрение, эстетич.
кредо и т. д. Всё это, переданное в специфически-индивидуальной художеств.
манере, вносит в портретный образ субъективную авторскую окраску. Исторически
складывалась широкая и многоплановая типология П. В зависимости от назначения,
специфики формы, характера исполнения различают П. станковые (картины,
бюсты, графич. листы) и монументальные (скульпт. монументы, фрески, мозаики),
парадные и интимные, погрудные, в полный рост, en face (анфас), в
профиль и т. п. В разные эпохи получают распространение П. на медалях и
монетах (медальерное искусство), на геммах (глиптика), портретная
миниатюра.
По
числу персонажей П. делятся на индивидуальные, парные (двойные) и групповые.
Специфич. типом П. является автопортрет. Границы жанра П. очень подвижны,
и часто собственно П. может сочетаться в одном произведении с элементами
др. жанров. Таковы П.-картина, где портретируемый представлен в смысловой
и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архит.
мотивами и др. людьми (последнее - групповой П.-картина), и П.-тип - собирательный
образ, структурно близкий П. В сочетании П. с бытовым или историч. жанром
модель (изображаемое конкретное лицо) часто вступает во взаимодействие
с вымышленными персонажами. П. может раскрывать высокие
духовно-нравств.
качества человека. Вместе с тем П. доступно правдивое, подчас беспощадное
выявление и негативных свойств модели (с последним, в частности, связана
портретная карикатура-шарж, сатирический П.). В целом П., наряду с передачей
характерных индивидуальных особенностей отд. личности, способен глубоко
отражать важнейшие обществ. явления в сложном переплетении их противоречий.
Зарождение П. относится к глубокой древности.
Первые значит, образцы П. встречаются в др.-вост., гл. обр. др.-епш., скульптуре.
Здесь назначение П. было во многом обусловлено культовыми, религиозно-магич.
задачами. Необходимость "дублирования" модели (П. как двойник её в загробной
жизни) приводила к проецированию на имперсональный канонич. тип изображения
(воплощающий нечто неизменное) индивидуально-неповторимых черт определённого
человека. Со временем содержание др.-егип. П. углубляется (особенно в человечных
одухотворённых образах эпохи Нового царства периода Эль-Амарны, 14 в. до
н. э.). В Др. Греции в эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные
скульпт. П. поэтов, философов, обществ, деятелей. С кон. 5 в. до н. э.
др.-греч. П. всё более индивидуализируется (творчество Деметрия из Алопеки,
Лисиппа), тяготея в период эллинизма (кон. 4-1 вв. до н. э.) к драматизации
образа. Высокого расцвета ан-тич. скульпт. П. достигает в иск-ве Др. Рима.
Развитие др.-рим. П. связано с усилением интереса к конкретному человеку,
с расширением круга портретируемых. В основе художеств. структуры многих
др.-рим. П.- чёткая, подчас скрупулёзная передача неповторимых черт модели
при соблюдении определённого единства индивидуального и типического начал.
В период империи отд. мастера обращались к идеализирующему, нередко мифологизированному
П. В своих лучших образцах др.-рим. П. отмечен жизненной достоверностью,
пси-хологич. выразительностью характеристик. В эпоху эллинизма и в Др.
Риме, наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение
получили П. на монетах, камеях и т. п., отчасти живописные П. Ранние сохранившиеся
образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты
(Египет,
1-4 вв.). Во многом связанные с традициями др.-вост. П., с религ.-магич.
представлениями фаюмские П. вместе с тем создавались под воздействием антич.
иск-ва, непосредственно с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство
с конкретным человеком, а в поздних образцах - специфич. духовность.
"Царский сын Рахотеп". Раскрашенный известняк
с
инкрустацией.
Сер. 3-го тыс. дон. э. Египетский музей. Каир.
"Император Клавдий в образе Юпитера". Мрамор.
Сер. 1 в. Ватиканские музеи. Рим.
"Врач". Миниатюра иранской школы Ага Реза"
17 в.
Полная острых противоречий, многоликая
европ. ср.-век. культура с присущей ей постоянной борьбой спиритуали-стич.
и стихийно-материалистич. тенденций наложила на развитие П. особый отпечаток.
Ср.-век. художник, ограниченныи строгими церковными канонами, сравнительно
редко обращался к П., личностное начало в его понимании растворялось в
религ. соборности. Ср.-век. П. во многих случаях представляет собой неотъемлемую
часть церковного архйт.-художеств. ансамбля; его моделями являются преим.
знатные лица - правители, члены их семей, приближённые, дона-торы. Ср.-век.
П. во многих своих образцах имперсонален, в то же время некоторым готич.
скульптурам, фрескам и мозаикам византийских, русских и др. церквей Зап.
и Вост. Европы присущи духовная характерность, ясная физио-номич. определённость.
Чертами конкретных людей ср.-век. художник часто наделяет изображения святых.
Большой конкретностью отличается ср.-век. китайский П. (особенно периода
Сун, 10-13 вв.). Несмотря на подчинение строгому типологич. канону, ср.-век.
китайские мастера создали множество ярко индивидуализированных светских
П., часто выявляя в моделях черты интеллектуализма. Психологически заострены
нек-рые П. ср.-век. японских живописцев и скульпторов. Высокие образцы
портретной миниатюры были созданы в эпоху феодализма мастерами Ср. Азии,
Азербайджана, Афганистана (Кемаледдин Бехзад), Ирана (Реза Аббаси), Индии.
Широкий расцвет живописного, скульпт. и графич. П. происходит в эпоху Возрождения,
с особенно большой полнотой проявляясь в иск-ве Италии. Гуманистич.
индивидуализм ренессансного человека, ослабившего путы религии, твёрдо
уверовавшего в силу творч. личности и полагавшего себя "мерой всех вещей",
требовал совершенно новой структуры П. Художеств. видение портретиста эпохи
Возрождения во многих случаях идеализировало модель, но непременно следовало
из необходимости постичь её сущность. Изображая своего героя в определённой
земной среде, художник свободно располагал модель в пространстве. И модель
всё чаще выступала не на условном, ирреальном фоне, как это было в иск-ве
средневековья, а в единстве с реалистически трактованными интерьером или
пейзажем, часто - в непосредственном живом общении с вымышленными (мифологическими
и евангельскими) персонажами. В монументальных росписях среди др. персонажей
художник нередко изображает себя. Все эти особенности ренессансного П.
отчасти наметились уже в П. треченто (Джотто, Симоне Мартини) и
прочно утвердились в 15 в. (монументальная и станковая живопись Мазаччо,
Андреа дель Кастаньо, Доменико Вене-циано, Доменико Гирландайо, Сандро
Боттичелли, Пьеро делла Франческа, Пинтуриккьо, Мантеньи, Антонелло да
Мессина, Джентиле и Джованни Беллини, статуи Донателло и Верроккьо, станковая
скульптура Антонпо Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Мино да Фье-золе,
Бенедетто да Майано, медали А. Пизанелло). Ренессансный антропоцентризм
особенно ярко проступает в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения.
Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто ещё в большей
мере углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта,
чувством личной свободы и духовной гармонией, существенно обновляют средства
художеств. выразительности (воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористич.
открытия Тициана). Высочайшие достижения в П. эпохи Возрождения связаны
с творчеством нидерландских (Я. ван Эйк, Робер Кампен - т. н. флемальский
мастер, Рогир ван дер Вейден, X. ван дер Гус, Гертген тот Синт-Янс, Лука
Лейденский, К. Массейс, А. Мор) и немецких (А. Дюрер, Л. Кранах Старший,
X. Хольбейн Младший) мастеров 15-16 вв. При известной стилистич. общности
с П. итальянского Возрождения их произведения отличаются большей духовной
заострённостью характеристик, предметной точностью изображения. Если портретисты
итальянского Возрождения часто как бы возносили своего героя над миром,
то здесь портретируемый нередко представлен как неотъемлемая частица мироздания,
органично включённая в его бесконечно сложную систему. Ренессансным гуманизмом
проникнуты тонкие по характеристике, изящные по исполнению живописные,
графич. и скульпт.
Тициан. Портрет Ип-полито Рпми-нальди.
Ок. 1548. Галерея Палатнна. Флоренция.
"Архиепископ Алексий", фрагмент фрески
в церкви Успения в Болотове, близ Новгорода. Между 1363 и 1390.
Рогир ван дер Вейден. Портрет Франческо
д'Эсте. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.
П. французских мастеров Возрождения (Ж.
Фуке, Ж. и Ф. Клуэ, Корнель де Лион, П. Бонтан, Ж. Пилон). В эту эпоху
в разных странах возникают новые формы группового П. Иератически застывшие
портретные группы средневековья сменяются многофигурными композициями,
полными живой, действенной взаимосвязи персонажей. Создаются первые значит.
образцы группового и парного П. в станковой живописи. В различных видах
развивается тип исторического П. В иск-ве маньеризма (16 в.) П.
утрачивает ясность ренессансных образов. В нём проявляются черты, отражающие
драматически тревожное восприятие противоречий эпохи. Меняется композиционный
строй П. Им присуща подчёркнутая острота и насыщенность духовного выражения.
Это в разной степени свойственно П. итальянских мастеров Понтормо, Брон-зино,
испанского живописца Эль Греко. Коренные общественные, идеологич. и науч.
сдвиги в жизни зап.-европ. стран в кон. 16 - нач. 17 вв. повлияли на сложение
новых форм П. Его специфика теперь определяется изменившимся мировосприятием,
порывавшим с унаследованным Возрождением от античности антропоцентризмом.
Кризис гармонически ясных взглядов на действительность сопровождается усложнением
внутр. мира человека, его взаимосвязей с миром внешним, а вместе с тем
и непреодолимым стремлением к более глубокому, гибкому и многогранному
самопознанию, к широкому постижению реальности. Всё это способствует поискам
в П. большей адекватности истинному облику модели, раскрытию её многосложного
характера. Ключевые позиции в П. с нач. 17 в. безраздельно переходят к
станковой живописи. Его вершины определяются творчеством крупнейших мастеров
17 в., значение к-рых выходит далеко за пределы эпохи. Огромным завоеванием
П. 17 в. является его глубокая демократизация, получившая наиболее полное
выражение в Голландии. Образы людей, представляющих самые различные социальные
слои общества, нац. возрастные группы выступают во многих жизненно правдивых
П. работы Рембрандта, отмеченных величайшей любовью к человеку, постижением
сокровеннейших глубин его духовной жизни и нравств. красоты, в остро-реалистич.
П. кисти Ф. Халса, ярко раскрывающих изменчивую подвижность души модели.
Характерное для голландских портретистов небывало широкое обращение к групповому
П. связано с усилением бурж.-демократич. начал в жизни страны. Различные
грани человеческого характера выступают в реалистически глубоких, воплощающих
действительность в её многогранности и противоречивости портретных работах
испанца Д. Ве-ласкеса. Хале и Веласкес создают П.- типы людей из народа,
раскрывающие внутр. достоинство, богатство и сложность их душевного мира.
Рембрандт. "Автопортрет с Саскией". Ок.
1635. Дрезденская картинная галерея.
Большой правдивостью проникнуты П. придворной
и церковной знати в творчестве Веласкеса, итальянского скульптора Л. Бернини.
Яркие, полнокровные натуры привлекают крупнейшего фламандского живописца
17 в. П. П. Рубенса, повлиявшего и на сложение проникновенно-лирического
интимного П. Тонкой выразительностью характеристик отмечены виртуозные
по мастерству работы П. фламандца А. ван Дейка. Возросшая в 17 в. тяга
художников к самопостижению, утверждению творч. личности способствует широкой
и многогранной разработке станковых форм автопортрета (достигший особенных
вершин в этой области Рембрандт, его соотечественник К. Фабрициус, ван
Дейк, французский живописец Н. Пуссен). Реа-листич. тенденции иск-ва 17
в. проявились также в портретном творчестве В. Гисланди в Италии, Ф. Сурбарана
в Испании, С. Купера и Дж. Райли в Англии, Ф. де Шампеня, М. Ленена и Р.
Нанте ля во Франции. Существ. обновление идейно-содержат. структуры П.
в 17 в. сопровождалось эволюцией его выразит. средств (убедительная передача
световоздушной среды посредством светотеневых контрастов, новые приёмы
письма плотными короткими, подчас раздельными мазками ), что сообщает изображению
неведомую дотоле жизненность, реально осязаемую подвижность.
Дж. Бернини. Порт-рет Людовика XIV. Мрамор.
1665. Нац. музей Версаля и Трианонов.
Движение оказывается в основе композиции
многих Л. 17 в.; при этом огромная роль отводится выразительности жеста
модели. Решительно активизируется сюжетная взаимосвязь героев группового
П. Ясно обозначается его тенденция к перерастанию в групповой П.-картину.
В П. 17 в. отразились и негативные тенденции иск-ва той эпохи. Во многих
парадных П. мастеров этой эпохи реалистическое образное начало с трудом
прорывается сквозь известную условность форм, свойственную иск-ву барокко.
Ряд
же П. несёт в себе откровенную идеализацию высокопоставленного заказчика
(произведения французского живописца П. Миньяра и скульптора А. Куазевокса,
английского живописца П. Лели).
Уже во 2-й пол. 17 в. многие достижения
реалистич. П. предаются забвению. Не только аристократ, но и всё более
ощущающий себя хозяином жизни буржуа требуют от П. безоговорочной лести.
В голландских П. на смену жизненной правдивости Рембрандта приходят приторная
сентиментальность, холодная театральность и условная репрезентативность.
Придворно-аристократич. П. особенно расцветает во Франции. В 18 в. офиц.
иск-во являет многочисл. образцы парадного, ложноидеализирующего, часто
"мифологизированного" П. (Ж. Натье, Ф. Г. Друэ), в к-ром первостепенная
роль отводится декоративной нарядности модели. Одновременно в иск-ве 18
в. возникает и утверждается новый реалистич. П., во многом связанный с
гуманистич. идеалами эпохи Просвещения. Во Франции он представлен
остроаналитич. образами живописца М. К. Латура, скульпторов Ж. А. Гудона
и Ж. Б. Пигаля, утончённо-интеллектуальными поздними работами А. Ватто,
редкими по жизненной простоте и искренности "жанровыми" портретами кисти
Ж. Б. С. Шардена, полными лиризма и теплоты пастелями Ж. Б. Пер-ронно,
виртуозными по исполнению жизненно правдивыми портретами работы О. Фрагонара;
в Великобритании - ост-росоциальнымн, демократич. портретными произведениями
У. Хогарта. Особенно полно и глубоко свежие реалистич. тенденции проявляются
в П. 2-й пол. 18 - нач. 19 вв., когда выступают такие блестящие мастера,
как Дж. Рейнолдс и Т. Гейнсборо в Великобритании, Дж. Стюарт в США. Созданные
этими живописцами интимные и парадные П. отличаются точностью социальных
характеристик, тонкостью психологич. анализа, глубоким раскрытием внутр.
мира и богатства чувств изображаемых людей.
В России усиленный интерес к П. проявляется
в 17 в. в связи с экономич., политич. и культурным ростом страны. Широкое
распространение получает парсуна. В 18 в. происходит интенсивное
развитие светского русского П. (полотна И. Н. Никитина, А. М. Матвеева,
А. П. Антропова, И. П. Аргунова, И. Я. Вишнякова), в конце столетия ставшего
вровень с высшими достижениями совр. мирового П. (живопись Ф. С. Рокотова,
Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, скульпт. работы Ф. И. Шубина, гравюры
Е. П. Чемесова).
Решению новых задач в жанре П. во многом
способствовала Великая франц. революция. Её событиями непосредственно навеян
ряд историч. картин портретного характера Ж. Л. Давида, отмеченных чертами
классицизма.
В
созданной Давидом на рубеже 18-19 вв. обширной галерее заострённых по социальной
характеристике П. представителей различных кругов общества ярко и правдиво
выявлены многие существ, аспекты эпохи. Революц.-освободит, идеи нашли
отражение в острореалистич. П., исполненных испанцем Ф. Гойей и положивших
начало критич. линии в жанре П. Страстно-эмоциональные интимные П. и автопортреты
Гойи в основе своей романтичны. Тенденции романтизма
получают развитие
в 1-й пол. 19 в. в портретном творчестве живописцев Т. Жерико и Э. Делакруа,
скульптора Ф. Рюда во Франции, живописцев О. А. Кипренского, К. П. Брюллова,
отчасти В. А. Тро-пинина в России, О. Рунге в Германии. Наряду с ними развиваются,
наполняясь новым жизненным содержанием, портретные традиции классицизма
(во Франции живописец Ж. О. Д. Энгр). С именем француза О. Домье связано
возникновение в 19 в. первых значит. образцов сатирич. П. в графике и скульптуре.
Проблема социальной характеристики, последовательное
раскрытие этич. достоинств человека через его психологию по-новому и по-разному
решаются в реалистич. П. сер. и 2-й пол. 19 в. Ещё больше расширяется географич.
диапазон П., возникает ряд его нац. школ, множество стилистич. направлений,
представленных различными творч. индивидуальностями (Г. Курбе во Франции;
А. Менцель, В. Лейбль в Германии; А. Стивене в Великобритании; Э. Вереншёлль
в Норвегии; Я. Матейко в Польше; М. Мункачи в Венгрии; К. Манес в Чехословакии;
Т. Эйкинс в США).
К. П. Брюллов. "Графиня Ю. П. Самойлова
с Дж. Пачини и арапчонком". 1832-34. Частное собрание. Вашингтон.
Большими достижениями в области П. отмечено
во 2-й пол. 19 в. творчество русских мастеров, связанное с усилением демократических
тенденций в жизни страны. Передвижники В. Г. Перов, Н. Н. Ге, И.
Н. Крамской, Н. А. Ярошенко и особенно И. Е. Репин создают галерею П. выдающихся
деятелей нац. культуры. В П. крестьян работы Перова, Крамского, Репина
отражён глубокий интерес художников-демократов к представителю простого
народа как к значительной, полной богатой внутр. жизни личности. Русские
портретисты нередко обращаются к П.-типу, героями к-рого становятся безымянные
представители как народа, так и революц. интеллигенции, создают образцы
подчёркнуто обличит. П., широко вводят портретное начало в бытовой и историч.
жанры (картины В. И. Сурикова).
И. Е. Репин. Портрет В. В. Стасова. 1883.
Русский музей. Ленинград.
С рождением фотографии возникает и развивается
под сильным воздействием портретной живописи фотопортрет, к-рый, в свою
очередь, стимулирует поиски новых форм образного строя как живописного,
так и скульптурного и графического П., недоступных фотоискусству.
В последней трети 19 в. во Франции к существ,
обновлению идейно-художеств. концепции П. приводят открытия мастеров импрессионизма
и
близких им художников-живописцев Э. Мане, О. Ренуара, Э. Дега, скульптора
О. Родена. В основе их портретного творчества -проникнутые глубоким гуманизмом
образы, передающие изменчивость облика и поведения модели в столь же изменчивой
среде. В разной мере черты импрессионизма присущи П. работы шведа А. Цорна,
немца М. Либермана, американцев Дж. М. Уистлера и Дж. С. Сард-жента, русского
художника К. А. Коровина. Импрессионистическому П. по своим целям и образной
структуре противоположно портретное творчество крупнейшего французского
мастера последней трети 19 в. П. Сезанна, стремившегося выразить в монументальном
и целостном художеств. образе некие устойчивые свойства модели. В это же
время создаются драматичные, нервно-напряжённые портретные произведения
голландца В. ван Гога, глубоко отразившие жгучие проблемы нравственной
и духовной жизни совр. человека. Своеобразный отпечаток на художеств. язык
П. в кон. 19 -нач. 20 вв. накладывает стиль "модерн", сообщая ему
лаконичную заострённость, нередко придавая характеристике модели черты
гротеска (портреты, созданные А. де Тулуз-Лотреком во Франции, Э. Мунком
в Норвегии и другими).
В предреволюц. России реализм получает
новое качество в исполненных глубокого общественного пафоса, остропсихологических
портретах, созданных
В. А. Серовым, в духовно значительных,
по-разному раскрывающих ценность творч. личности П. работы М. А. Врубеля,
С. В. Малютина, А. Я. Головина, в социально выразительных П.-типах рабочих
кисти Н. А. Касаткина, работы скульптора С. Т. Конёнкова, в воспевающих
цельность народной натуры П.-картинах А. Е. Архипова, Б. М. Кустодиева,
Ф. А. Малявина, лирически интимных портретах в творчестве В. Э. Борисова-Мусатова,
К. А. Сомова, 3. Е. Серебряковой. С др. стороны, наблюдается резкая деградация
жанра в многочисленных образцах салонного П., портретных работах представителей
различных "левых" группировок.
В 20 в. в жанре П. проявились особенно
сложные и противоречивые тенденции иск-ва новой история, эпохи, обостряющаяся
борьба демократич. и бурж. культур. На почве модернизма возникают
произведения, лишённые самой специфики П., подчёркнуто уходящие от реального
облика модели, сводящие её изображение к условной, отвлечённой схеме. В
противовес им идут интенсивные поиски новых реалистич. средств утверждения
в П. духовной силы и красоты человека. Реалистич. традиции П. по-разному
продолжаются в графике К. Кольвиц в Германии, в живописи У. Орпена и О.
Джона в Великобритании, в скульптуре А. Бурделя, А. Майоля, Ш. Деспьо во
Франции. В портретном творчестве крупнейших зап.-европ. мастеров 20 в.
(П. Пикассо, А. Матисс, А. Дерен, Ж. Руо, А. Модильяни во Франции, Ж. Грос,
О. Дикс, Э. Бардах в Германии, О. Ко-кошка в Австрии) сосуществуют, а порой
и сталкиваются противоречивые идейно-художеств. тенденции.
О. Роден. Портрет В. Гюго. Бронза. 1897.
Музей Родена. Париж.
В, А. Серов. Портрет К. С. Станиславского.
Пастель. 1911. Третьяковская галерея. Москва.
П. Пикассо. Портрет Л. С. Бакста. Рисунок
карандашом. 1922. Частное собрание. Франция.
К сер. 20 в. развитие П. становится всё
более сложным, всё чаще характеризуется кризисными чертами. Утрата П. жизнеутверждающего
начала сопровождается нарочитым искажением (деформацией) человеческого
облика. В различных течениях модернизма практически исчезает образ человека.
Однако прогрессивные зарубежные мастера (живописцы Р. Гуттузо в Италии,
X. Эрни в Швейцарии, Д. Ривера и Д. Сикей-рос в Мексике, Э. Уайет в США,
Сэй-сон Маэда в Японии; скульпторы К. Дуниковский в Польше, В. Аалтонен
в Финляндии, Дж. Манцу в Италии, Д. Дейвидсон и Дж. Эпстайн в США)
творчески развивали и развивают традиции мирового реалистич. П., обогащают
их новыми художеств. открытиями, создавая образы, полные жизненной правды
и гуманистич. пафоса. Позиции общественно активного, демократич. в своей
основе реализма занимают художники социали-стич. стран: Ф. Кремер в ГДР,
К. Баба в Румынии, Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии, Д. Узунов в Болгарии
и др. Советский П.- качественно новая ступень в истории мирового портретного
иск-ва, один из осн. жанров советского изобразит. иск-ва, отмеченный всеми
его характерными чертами. В советском П. наметилась устойчивая тенденция
относительно равномерного его развития во всех осн. видах изобразит, иск-ва.
Портретный образ всё чаще входит в сюжетную картину, монументальную скульптуру,
плакат, сатирич. графику и т. п. Советский П. многонационален; он впитал
как традиции зап.-европ. и русского реалистич. П., так и достижения-многих
портретистов 19-20 вв., представляющих разные народы СССР. Осн. содержание
советского П.- образ нового человека, строителя коммунизма, носителя таких
духовных качеств, как коллективизм, социалистич. гуманизм, интернационализм,
революц. целеустремлённость. Гл. героем советского П. становится представитель
народа. Возникают П.-типы и П.-картины, отражающие новые явления в трудовой
и обществ. жизни страны (работы И. Д. Шадра, Г. Г. Ряжского, А. Н. Самохвалова,
С. В. Герасимова, С. А. Чуйкова). Наряду с портретными образами советской
интеллигенции, созданными такими мастерами, как живописцы Малютин, К. С.
Петров-Водкин, М. В. Нестеров, П. Д. Корин, И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский,
М. С. Сарьян, С. М. Агаджанян, К. К. Магалашвили, Т. Т. Салахов, Л. Мууга,
скульпторы Конёнков, В. И. Мухина, С. Д. Лебедева, Т. Залькалн. Л. Давыдова-Медене,
графики В. А. Фаворский, Г. С. Верейский, Э. Эйнманн, появляются жизненно
правдивые П. рабочих, воинов Советской Армии (скульптура Е. В. Вучетича,
Н. В. Томского, Г. Г. Чубаряна, живопись А. А. Шовкуненко, В. П. Ефанова,
И. А. Серебряного, графика Ф. Паулюк) и колхозников (живопись А. А. Пластова,
А. Тудайтиса, И. Н. Клычева). На новой идейно-художеств. основе создаются
групповые П. (произведения А. М. Герасимова, Корина, Д. Д. Жилин-ского).
Новаторскими чертами отмечены исторические и, в частности, историко-революц.
П. мастеров союзных республик ("Лениниана" Н. А. Андреева, работы И. И.
Бродского, Вл. А. Серова, В. И. Ка-сияна, Я. И. Николадзе). Развиваясь
в русле единого идейно-художеств. метода социалистич. реализма, советский
П. отличается многообразием творч. индивидуальностей его мастеров, богатством
художеств. манер и решений темы, смелыми поисками новых выразит. средств.
В. С. Мешков. Портрет С. М. Будённого.
1927. Третьяковская галерея. Москва.
П. Д. Корин. Портрет художников Кукрыниксов.
1958. Третьяковская галерея. Москва.
Л. Е.Кербель. Портрет Ю. А. Гагарина. Бронза.
1962. Установлен на Аллее героев космоса в Москве.,
Илл. см. на вклейках - к стр. 384-385 и
табл. IX-XII (стр. 400-401).
Лит.: Искусство портрета. [Сб. ст.,
под ред. А. Г. Габричевского], М., 1928; Античный портрет. [Сб. ст.], Л.,
1929; Вальдгауер О. Ф., Этюды по истории античного портрета, ч. 1, П.,
1921, ч. 2, М.-Л., 1938; его же, Римская портретная скульптура в Эрмитаже,
П., 1923; Французские карандашные портреты XVI-XVII веков. [Альбом], Л.,
1936; Алпатов М. В., Очерки по истории портрета, [М.- Л.], 1937; Лазарев
В. Н., Портрет в европейском искусстве XVII века, М.- Л., 1937; Павлов
В. В., Скульптурный портрет в древнем Египте, М.-Л., 1937; его же, Египетский
портрет I-IV веков, М., 1967; Овчинникова Е. С., Портрет в русском искусстве
XVII века. Материалы и исследования, М., 1955; Очерки по истории русского
портрета второй половины XIX века, под ред. Н. Г. Машковцева, М. ,1963;
Очерки по истории русского портрета конца XIX - начала XX века, под ред.
Н. Г. Машковцева и Н. И. Соколовой, М., 1964; Очерки по истории русского
портрета первой половины XIX века, под ред.. И, М. Шмидта, М., 1966; Волков-Ланнит
Л., Искусство фотопортрета, [М., 1967]; Светлов И. Е., Советский скульптурный
портрет, М., 1968; Зингер Л. С., Советская портретная живопись, М., 1968;
его же, О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета, [М., 1969];
Золотев Ю. К., Французский портрет XVIII века, М., 1968; Виппер Б. Р.,
Проблема сходства в портрете, в его кн.: Статьи об искусстве, М., 1970;
Гершензон-Чегодаева Н. М., Нидерландский портрет XV века. Его истоки и
судьбы, М., 1972; Проблемы портрета. Материалы научной конференции (1972),
М., [19741; WaetzoldtW., Die Kunst des Portrats, Lpz., 1908; Simme1 G.,
Das Problem des Portrats, в его кн.: Zur Philosophie der Kunst, Potsdam,
[1922]; Furst H., Portrait painting, L., [1927]; Riegl A., Das hol-landische
Gruppenportrat, W., 1931; Funfhun-dert Selbstportrats.(Plastik. Malerei.
Graphik), W., 1936; Zeit und Bildnis, Bd 1 - 6, W., 1957; Richter G., The
portraits of the Greeks, v. 1-3, L., 1965. Л. С. Зингер.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я