ПОРШЕНЬ
подвижная деталь поршневой
машины, перекрывающая поперечное сечение её цилиндра и перемещающаяся
в направлении его оси. В двигателях, силовых цилиндрах, прессах П. передаёт
давление рабочего тела (газа, пара, жидкости) движущимся частям. В нек-рых
типах двигателей (напр., двухтактных двигателях внутр. сгорания) П. выполняет
также и газораспределит. функции. В насосах и компрессорах П.,
приводимый в возвратно-поступат. движение, производит засасывание, сжатие
и подачу жидкости или газа. В зависимости от отношения длины П. к диаметру
и его конструкции различают тронковый, дисковый и скальчатый П. Тронковый
П., длина к-рого неск. превышает диаметр, имеет головку с днищем и канавками
для поршневых колец и направляющую юбку. Высоту дискового П. определяет
лишь размер уплотнит. устройства, направляющим элементом служит шток, на
к-ром установлен П. Скальчатый П. (плунжер, скалка, ныряло) выполняют обычно
с гладкой поверхностью, длина его в неск. раз превосходит диаметр.
В роторно-поршневых двигателях внутр. сгорания
(см. Ванкеля двигатель) функции П. по передаче давления рабочего
тела движущимся частям выполняет ротор.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я