ПОРШНЕВАЯ МАШИНА
устройство, в
к-ром осн. функции по преобразованию энергии рабочего тела выполняет
поршень.
При
его движении вместе с изменением объёма камеры, к-рую он образует с цилиндром
П. м., изменяются параметры (давление, темп-pa и др.) рабочего тела. При
работе П. м. энергия рабочего тела может понижаться
(двигатель)
или
повышаться (насос, компрессор и т. п.). Впуск и выпуск рабочего
тела в цилиндр П. м. регулируются распределит. устройством (см. Газораспределение,
Парораспределение) с помощью клапанов, золотников или самого поршня
(см. Двухтактный двигатель).
Для П. м. характерна цикличность и прерывистость
рабочего процесса (см. Цикл двигателя). В большинстве П. м. поршень
связан с коленчатым валом кривошипным механизмом, с помощью к-рого
возвратно-поступат. движение поршня преобразуется во вращат. движение вала
(или наоборот). Из-за цикличности рабочего процесса и наличия кривошипного
механизма П. м. не так быстроходны, как лопаточные машины, они имеют
большую удельную массу и большие потери на трение. Находят применение бесшатунные
П. м., в к-рых преобразование возвратно-поступат. движения во вращательное
осуществляется силовым бесшатунным механизмом, а также роторно-поршневые
П. м. с вращат. движением поршня (см. Ванкеля двигатель). В нек-рых
случаях возвратно-поступат. движение поршня П. м.-двигателя непосредственно
используется для приведения в действие поршня П. м.-исполнителя (см. Паровой
насос) или же двигатель и исполнитель компануются в одной многоцилиндровой
П. м. (см. Мотокомпрессор). Использование в П. м. в качестве поршня
плунжера
позволяет
осуществить работу насосов при повышенных давлениях. П. м. просты в управлении,
экономичны, надёжны и долговечны. Сведения по истории развития и технич.
характеристики П. м. см. в статьях об отд. видах П. м. (напр., Автомобиль,
Паровая машина, Дизель и др.). Н. Ф. Кайдаш.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я