ПОСТ

ПОСТ установленный нек-рыми религиями
запрет на определённый срок приёма всякой пищи или отдельных её видов (особенно
мяса, рыбы, молочных продуктов). Происхождение П. связано с нек-рыми
культовыми ограничениями в древнейших классовых обществах; истоки этого
обычая уходят в глубокую древность, к тем временам, когда недостаток продуктов
питания требовал от людей самоограничения в еде, что получило форму узаконенных
обычаями запретов - табу. В совр. религиях П. обосновывается учением
о примате духа над плотью. В христианстве, исламе, иудаизме П. служит одним
из средств усиления религиозности верующих. В православии установлены 4
многодневных П.- великий (7-недельный), петров (от 1 до 5 недель в зависимости
от того, когда отмечается пасха), успенский (2-недельный), рождественский
(6-недельный); кроме того, имеются однодневные посты по средам и пятницам
каждой недели и в нек-рые др. дни (напр., в крещенский сочельник, в день
праздника воздвижения). Во время П. исключается мясная и молочная
пища. Всего православная церковь санкционирует ок. 200 постных дней в году.
В к а-толицизме нет многодневных П.; соблюдаются П.: в среду 1-й недели
великого П., в страстную пятницу, в канун успения и рождества. Протестантизм
(исключая англи канскую церковь) обязательных П. не знает. В исламе гл.
пост-ураза, во время к-рого ежедневно от восхода до заката солнца
на протяжении всего месяца рамазана запрещены еда, питьё, курение и др.
Существуют также индивидуальные П.- по обету и "выкупы" за нарушение верующим
предписаний Корана и Шариата. В иудаизме имеются П. общественные
(установленные в знак траура, в дни покаяния, в память различных событий
в истории народа) и индивидуальные (по обету). В совр. условиях, когда
ради укрепления подорванных позиций религии различные церкви встали на
путь модернизации догматики, культа, наметился более гибкий подход и к
П., выражающийся в менее строгом требовании его соблюдения. А. В. Белов,
Л. И. Климович, М. С. Беленький.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я