"ПОТОК СОЗНАНИЯ"
("Stream of consciousness")
в литературе, литература 20 в. преим. модернистского направления, непосредственно
воспроизводящая душевную жизнь, переживания, ассоциации. Термин "П. с."
принадлежит амер. философу-идеалисту У. Джемсу: сознание - это поток,
река, в к-рой мысли, ощущения, внезапные ассоциации постоянно перебивают
друг друга и причудливо, "нелогично" переплетаются ("Основания психологии",
1890). "П. с." представляет собой предельную степень, крайнюю форму "внутреннего
монолога", в нём объективные связи с реальной средой нередко трудно восстановимы.
Писателями, предвосхитившими в своём творчестве совр. "П. с.", считают
Л. Стерна ("Жизнь и мнения Тристрама Шенди", т. 1-9, 1760-67) и Л. Н. Толстого,
открывшего новый этап в разработке средств психологич. анализа. "П. с."
нач. 20 в. вырос из произв. Ж. Гюисманса, Э. Дю-жардена, из англ. лит-ры
"рубежа века" (Г. Джеймс, Дж. Мередит, Дж. Конрад, Р. Л. Стивенсон). Превращение
"П. с." из реалистич. художеств. приёма в метод изображения жизни, претендующий
на универсальность, вызвано рядом обществ, причин, прежде всего кризисом
бурж. сознания в эпоху империализма.
В классич. произв. "П. с." (романы М. Пруста,
В. Вулф, Дж. Джойса) до предела обострено внимание к субъективному, потайному
в психике человека; нарушение традиц. повествоват. структуры, смещение
временных планов принимают характер формального эксперимента. Центр. произв.
"П. с."в лит-ре-"Улисс" (1922) Джойса, продемонстрировавшее одновременно
вершину н исчерпанность возможностей метода "П. с.": исследование внутр.
жизни человека сочетается в нём с размыванием границ характера, психологич.
анализ нередко превращается в самоцель.
При значит. влиянии Джойса на европ. и
амер. лит-ры большинство крупных писателей прошли через увлечение "П. с."
в основном в ранних произв. и в дальнейшем обращались к нему в реалистич.
познават. целях - как к приёму в изображении определённых душевных состояний
(Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, О. Хаксли, Г. Грин, Г. Грасс, М. Дюра и др.).
Отношение к "П. с." в лит-ре после 2-й мировой войны 1939-45 неоднозначно.
В разной степени усвоенная представителями франц. "нового романа* (М.
Бю-тор, Н. Саррот), англ, романа ч малой темы" (Э. Пауэлл, П. X. Джонсон)
и в опытах социально-психологич. романа У. Йонсона и А. Андерша (ФРГ),
эта школа, как вообще модернизм 10-20-хгг., встречает творческое
опровержение в произв. писателей-реалистов Ч. П. Сноу, Э. Уилсона, Ф. Мориака,
В. Кёплена и др.
Лит.: Жантиева Д. Г., Джеймс Джойс,
М., 1967; Моты лева Т. Л. Внутренний монолог и "поток сознания", в её кн.:
Зарубежный роман сегодня, М., 1966; Friedman M., Stream of consciousness.
A study in literary method, New Haven - L., 1955; Steinberg E., The stream
of consciousness and beyond in "Ulysses", Pittsburg, 1973. E. Ю. Гениева.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я