ПОЧТОВАЯ СВЯЗЬ
почта, вид связи,
осуществляет
регулярную пересылку почтовых отправлений - письменной корреспонденции,
периодич. изданий, денежных переводов, бандеролей, посылок-преим. при помощи
трансп. средств.
Краткая историческая справка. Потребность
людей в обмене информацией появилась в глубокой древности. С зарождением
письменности информация стала передаваться в письменном виде, что положило
начало П. с. Вначале такая связь была эпизодической. С возникновением рабовладельч.
государств, правители к-рых нуждались в постоянной информации о положении
в собств. стране и на подвластных им территориях, П. с. стала приобретать
упорядоч. характер. В Др. Греции, Персии, Египте, Китае, Римской империи
существовала хорошо налаженная гос. П. с.: письменные сообщения пересылались
с конными и пешими гонцами по принципу эстафеты. В раздробл. феодальной
ср.-век. Европе существовали монастырские и университетские почты: гонцы
монастырской почты поддерживали связь между монастырями и главой церкви
в Риме, между монашескими орденами и их братствами, а университетской -
между учащимися и их семьями; нек-рые из университетских почт за определённую
плату доставляли сообщения частным лицам. С развитием торговли и ремёсел
появились почты городов, обслуживавшие купцов и ремесленников. Постепенно
право пользования этими почтами стало предоставляться и др. слоям населения.
На территории Зап. Европы с почтой городов конкурировала частная почта,
организованная нем. дворянским домом Турн и Таксис (она просуществовала
ок. 400 лет и была выкуплена в 1867 правительством Пруссии). В 16-17 вв.
во Франции, Швеции, Англии и др. странах возникла централизованная королевская
почта. С развитием производств. отношений и зарождением капитализма возникла
необходимость организации регулярной и быстрой П. с. как внутри стран,
так и между странами.
Важная веха в истории П. с.- выпуск почтовой
марки (1840, Великобритания). В 1869 в Австрии появились почтовые карточки.
В 1874 на 1-м Междунар. почтовом конгрессе 22 страны, в т. ч. Россия, подписали
Всеобщий почтовый договор и образовали Всеобщий почтовый союз (с 1878 -
Всемирный
почтовый союз). В 1878 заключена Всемирная почтовая конвенция, регулирующая
обмен корреспонденцией, к-рая содержит письменные сообщения. Появление
в нач. 19 в. паровоза и парохода, а в начале 20 в. самолёта значительно
увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. П. с. стала общегосударственной
и начала обслуживать всё население. С изобретением телеграфа (1832), телефона
(1876) и радио (1895) П. с. не утратила своей важной роли средства общения
миллионов людей и в 70-х гг. 20 в. остаётся самым массовым и дешёвым видом
связи. Несмотря на создание и быстрое развитие автоматизпр. систем электросвязи,
П.
с. несомненно сохранит своё огромное значение и в обозримом будущем.
На Руси уже в 10 в. существовал "повоз"
- особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских
гонцов. В 13 в. организована спец. служба для пересылки письменных сообщений
с регламентированным распорядком работы, т. н. ямская гоньба,-самобытное
русское учреждение, просуществовавшее до второй пол. 19 в. На дорогах,
отходящих от Москвы, были построены ямские дворы, где гонцы сменяли лошадей.
В 16 в. для руководства ямской гоньбой создано государств, учреждение -
Ямской
приказ. С учреждением в 1782 Почтового департамента ямские дворы стали
наз. почтовыми станциями. Во второй пол. 17 - нач. 18 вв. наряду с ямской
гоньбой, удовлетворявшей потребности адм. аппарата, создаются др. почтовые
учреждения для нужд не только правительства, но и частных лиц. В 1665 организованы
почтовые маршруты из Москвы в Ригу и в 1669 - в Вильнюс, к-рые давали возможность
обмена корреспонденцией, в т. ч. частной, с зарубежными странами. Внутри
страны организована связь между мн. городами. В крупных городах учреждены
почтамты или почтовые конторы. В 1781 введены пересылка денег по почте
и доставка корреспонденции почтальонами, в 1783 - единые тарифы на пересылку
корреспонденции в зависимости от её массы и от расстояния. К нач. 19 в.
насчитывалось ок. 460 почтовых учреждений с 5 тыс. служащих. С 1837 почтовые
отправления стали перевозить по железной дороге (Россия -одна из первых
стран, организовавших такие перевозки). В 1843 создана гор. почта в Петербурге,
в 1845 - в Москве. В 1843 введён единый почтовый тариф на пересылку корреспонденции
независимо от расстояния, в 1848 установлены почтовые ящики и выпущены
штемпельные конверты (конверт с напечатанным гос. гербом - знаком оплаты),
в 1858 - почтовые марки. Всё это значительно упростило пользование услугами
П. с. и способствовало росту почтового обмена. С 1865 введена т. н. земская
почта для обслуживания сел. населения. Со времени подписания Рус. почтовым
ведомством Всемирной почтовой конвенции (1878) и вплоть до Великой Окт.
социалистич. революции существ. изменений в организации русской П. с. не
произошло.
Сов. власть получила в наследство от царской
России отсталую (по сравнению с европ. странами) П. с., работа к-рой к
тому же была дезорганизована хозяйств. разрухой в стране. Сов. правительство
поставило задачу обновления всей организации П. с. и её технич. совершенствования.
В 1917-21 рядом декретов были расширены функции П. с. (в её ведение, напр.,
переданы распространение периодич. печати и справочная служба), выпущены
первые сов. марки и т. д.
В годы первых пятилеток (1929-40) и особенно
после Великой Отечеств. войны 1941-45 проводилась работа по развитию сети
предприятий связи, увеличению объёма перевозок почты авиац. и автомоб.
транспортом, механизации и автоматизации обработки почты. Важную роль П.
с. сыграла в период Великой Отечеств, войны: полевая почта прочно связывала
фронт и тыл. Осн. показатели развития П. с. в СССР приведены в таблице.
Основные показатели развития почтовой связи
в СССР
Наименование
показателей |
1940
|
1973
|
|
Предприятия связи,
тыс. |
51
|
85
|
|
в т. ч. на селе
|
44
|
61
|
|
Почтовые ящики,
тыс. |
216
|
640
|
|
в т. ч. на селе
|
174
|
450
|
|
Почтовый обмен,
млн. единиц: |
|||
письменная корреспонденция
|
2580
|
8714
|
|
денежные переводы
и пенсии |
99
|
697
|
|
посылки
|
45
|
197
|
|
газеты и журналы
|
6698
|
38264
|
|
Пробег ж.-д.
почтового транспорта, млн. км |
133
|
611
|
|
Протяжённость
автомобильных почтовых маршрутов, тыс. км |
128
|
1295
|
|
Перевезено почты
авиатранспортом, тыс. га |
121
|
341
|
П. с. стала составной частью общегосударств.
системы связи - одной из отраслей нар. х-ва СССР. Она удовлетворяет культурно-бытовые
потребности населения, потребности пром-сти, с. х-ва, аппарата управления
в обмене информацией как внутри страны, так и с др. государствами. Исключит.
значение имеет доставка подписчикам по почте неск. млрд. экземпляров газет
и журналов. Кроме того, работники почты доставляют на дом пенсии миллионам
пенсионеров, принимают на селе плату за электроэнергию, инкассируют выручку
магазинов потребкооперации. Более 40 тыс. отделений связи выполняют функции
сберегат. касс. Сотни тысяч студентов-заочников пересылают по почте контрольные
работы и курсовые проекты. Более 8 млн. человек в год получают по почте
различные промтовары с баз Посылторга, а сел. магазины - с баз Кооппосылторга.
Всё большую популярность у населения приобретают такие виды услуг, как
"Книга-почтой", "Подарки по почте", приём почтовых отправлений на дому
и др.
Организация П. с. В организац. отношении
П. с. представляет собой единую систему, состоящую из сети предприятий
связи и трансп. средств, к-рые обеспечивают приём, обработку и доставку
почтовых отправлений. К предприятиям связи относят почтамты и узлы
связи и входящие в их состав отделения связи. Почтамты организованы
в респ., краевых и обл. центрах; в городах респ. и обл. подчинения, районных
центрах организованы узлы связи. В городах получают распространение автоматизир.
пункты связи "Почта-автомат", где услуги П. с. предоставляются в форме
самообслуживания. Сел. население в тех местах, где нет стационарных предприятий
связи, обслуживают передвижные отделения связи, под к-рые оборудуются автомобили
повышенной проходимости, курсирующие между населёнными пунктами по расписанию.
Особое место среди предприятий, входящих
в систему П. с., занимают при-железнодорожные почтамты (ПЖДП), отделения
перевозки почты по железным дорогам (ОПП) и авиалиниям (АОПП), экспедиц.
предприятия и Бюро контроля переводов (БКП). ПЖДП, ОПП и АОПП организуются
в пунктах пересечения или конечных пунктах ж.-д., авиац., автомобильных
и водных путей сообщения, где имеется большой объём почтовых перевозок.
Их осн. назначение - организация перевозки почты на магистральных почтовых
маршрутах, а также её сортировка перед отправкой по адресам.
Почтамты и узлы связи организуют П. с.
на закреплённой за ними территории - производят приём и вручение почтовых
отправлений, осуществляют их обработку и перевозку по почтовым маршрутам.
Отделения связи заняты преим. приёмом почтовых отправлений, их отправкой
в свой почтамт или узел и доставкой поступившей от них почты адресатам.
Для приёма почтовых отправлений на предприятиях
связи выделяются спец. помещения, наз. операц. залами, где расположены
рабочие места операторов (почтовых служащих). Операторы принимают все виды
отправлений, кроме простой корреспонденции (незаказные письма, открытки),
к-рая поступает через почтовые ящики, установленные на улицах и на предприятиях
связи.
Под обработкой почтовых отправлений понимают
гл. обр. их сортировку по адресным данным и подготовку к отправке по наивыгоднейшим
путям, обеспечивающим быстрейшее вручение их адресатам. На крупных узловых
предприятиях связи операции по штемпелеванию, сортировке писем, посылок
и бандеролей, горизонтальному и вертикальному их перемещению механизированы
на базе совр. почтовой техники.
Завершающим этапом работы предприятий П.
с. является доставка и вручение почтовых отправлений адресатам. Крупным
организациям, предприятиям и учреждениям почта доставляется автомобилями
и вручается лицам, уполномоченным на её приём. Эта служба получила название
гор. служебной почты (ГСП). Населению почту доставляют почтальоны. В городах
внедряется моторизованная доставка почты к шкафам т. н. опорных пунктов.
Почтальон в этом случае, обходя участок, забирает почту из опорных пунктов
и раскладывает её по абонентским шкафам, установленным в подъездах домов.
Распространяется и др. форма моторизованной доставки почты, при к-рой на
предприятии связи почта, подлежащая доставке, раскладывается на поточной
линии по абонентским шкафам, и затем эти шкафы развозят на автомобилях
по доставочным участкам и устанавливают в подъездах домов (шкафы предыдущей
развозки при этом снимаются). Всё это облегчает труд почтальонов и ускоряет
доставку на 1-2 ч.
Под экспедированием периодич. печати принято
понимать процесс приёма печати от типографий, заготовку сопроводит. документации,
сортировку печати по предприятиям связи, к-рые будут доставлять её подписчикам,
упаковку и отправку на самолётах, поездах или автотранспортом. Обычно эту
работу выполняют экспедиции, организованные при типографиях и подчинённые
предприятиям связи. Однако во мн. случаях экспедирование осуществляют непосредственно
предприятия связи - почтамты, ОПП, городские и районные узлы связи - на
своих производственных площадях .
В результате осуществления операций по
при ему и оплате переводов через предприятия связи проходят огромные суммы
денежных средств, исчисляемые неск. десятками млрд. рублей в год. Для контроля
за ними организовано ок. 50 межобластных БКП. Эти предприятия путём сверки
первичных документов по приёму и оплате переводов устанавливают правильность
оплаты. В связи с автоматизацией переводных операций на базе машин "Онега-3"
и ЭВМ "Минск" БКП реорганизуются в зональные вычислит, центры. Такие центры
функционировали (1974) в Ленинграде, Минске и Москве.
Перевозка почты во мн. странах осуществляется
в основном ж.-д. транспортом. В СССР с его огромными расстояниями и разнообразными
климатич. и дорожными условиями для перевозки почты применяют все виды
транспорта. Ж.-д. транспортом пользуются преим. для перевозки тяжёлой почты
-посылок, бандеролей, журналов. Для этого имеется (1974) более 3200 почтовых
вагонов, оборудованных для обработки почты в пути и отдыха бригад. Почтовые
вагоны включают в состав скорых и пассажирских поездов. На наиболее загруженных
направлениях почту перевозят в почтово-багажных поездах, состоящих из 8-12
почтовых вагонов и 2-6 багажных и курсирующих по расписанию. Используют
также прямые почтовые вагоны, к-рые движутся без перегрузки почты до места
назначения, с переприцепкой на промежуточных ж.-д. узлах. Расширяются контейнерные
перевозки. Авиатранспорт в основном служит для перевозки газет и корреспонденции
между крупными городами, внутри областей, краёв и республик; в ряде районов
Севера и Д. Востока самолёты и вертолёты - единств. средство перевозки
почты; автотранспортом пользуются при перевозке на межрайонных, внутрирайонных
и гор. почтовых маршрутах, выемке писем из почтовых ящиков, подвозке почты
и почтальонов на доставочные участки; автомобили, в т. ч. автофургоны большой
грузоподъёмности, перевозят газеты и журналы из пунктов их печатания в
обл. центры и крупные города. Гужевой транспорт применяют на внутрирайонных
маршрутах в период распутиц и снежных заносов.
П. с. СССР по числу предприятий занимает
1-е место в мире и предоставляет услуги за самую низкую плату. Для неё
характерны высокие темпы роста почтового обмена: за 1966-70 он вырос на
47,9%, тогда как в Великобритании -на 1,7%, во Франции - на 19,5%, в США
- на 19,7%, в Японии-на 23,5%, в Индии - на 28,4%. В др. со-циалистич.
странах П. с. развивается также высокими темпами, напр, в Польше за 1965-70
почтовый обмен вырос на 21%, количество почтовых учреждений увеличилось
на 6%, пробег автотранспорта - на 37% , ж.-д. транспорта - на 16% . В рамках
СЭВ ведётся большая работа по налаживанию сотрудничества в области решения
научных проблем, разработки и внедрения новой техники и передовой технологии,
по обмену опытом.
Развитые капиталистич. страны имеют обширную
сеть П. с., напр. в США в 1970 насчитывалось 32 тыс. почтовых предприятий,
в Великобритании - 25 тыс., в Японии - 20 тыс., во Франции -18,7 тыс. Однако
из них предприятиями с полным обслуживанием в США были только 78% в городах
и 22% в сельской местности, во Франции - соответственно 21 и 29%, Японии
- 50 и 32%. Остальные предприятия представляют собой вспомогательные почтовые
пункты; в них производят лишь простейшие операции - приём и выдачу простых
и заказных почтовых отправлений, продажу знаков почтовой оплаты, и их,
как правило, обслуживают внештатные сотрудники почтового ведомства.
Лит.: Граллерт В., Путешествие без
виз, М., 1965; Развитие связи в СССР. 1917 -1967, М., 1967; Организация
и планирование почтовой связи, М., 1971; Добычина Л. Я., Организация почтовой
связи, 4 изд., М., 1971. И. Г. Папинако.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я