ПОЭЗИЯ И ПРОЗА

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА (поэзия: греч. poiesis,
от poieo - делаю, творю; проза: лат. prosa, от prorsa - прямая, простая,
от proversa - обращённая вперёд, ср. лат. versus - стих, букв.- повёрнутый
назад), два осн. типа организации речи художественной, внешне различающиеся
в первую очередь строением ритма. Ритм поэтич. речи создаётся отчётливым
делением на соизмеримые отрезки, в принципе не совпадающие с синтаксич.
членением (см. Стих). Прозаич. художественная речь расчленяется
на абзацы, периоды, предложения и колоны, присущие и обычной
практич. речи, но имеющие определённую упорядоченность; ритм прозы, однако,-
сложное и трудноуловимое явление, его изучение только начинается.


Первоначально поэзией именовалось иск-во
слова вообще, поскольку в нём вплоть до нового времени резко преобладали
стихотворная и близкие к ней рит-мико-интонац. формы. Прозой же называли
все нехудожеств. словесные произведения: философские, научные, публицистические,
информационные, ораторские и т. п. (В России такое словоупотребление господствовало
в 18 - нач. 19 вв. и было распространено до нач. 20 в., а в иных случаях
встречается и теперь.)



Поэзия (П.). Иск-во слова в собственном
смысле (т. е. уже отграниченно от фольклора) возникает вначале как
поэзия, в стихотворной форме. Стих является неотъемлемой формой осн. жанров
античности, средневековья и даже Возрождения и классицизма - эпич. поэмы,
трагедии, комедии и разных видов лирики. Стихотворная форма, вплоть до
создания собственно художеств. прозы в Новое время, была уникальным, незаменимым
инструментом превращения слова в иск-во. Необычная организация речи, присущая
стиху, выявляла, удостоверяла, утверждала особую значимость и специфич.
природу высказывания. Она как бы свидетельствовала, что данное высказывание
- не просто сообщение или теоретич. суждение, а некое самобытное словесное
"деяние". Гегель, рассматривая причины возникновения поэзии на примере
знаменитой надписи-двустишия с извещением о павших при Фермопилах греках,
замечает, что это двустишие само "...хочет проявиться как действие (noislv)...",
а не просто сообщить о каком-то лежащем вне его действии (Соч., т. 14,
М., 1958, с. 170). Двустишие, строго говоря, не информирует о факте, а
создаёт художеств., поэтич. факт, или шире -поэтич. мир, в к-ром, напр.,
могут говорить мёртвые: "Странник, во Спарту пришедши, о нас возвести ты
народу,Что исполняя закон, здесь мы костьми полегли". И стихотворная форма
сразу сигнализирует о "выведении" художеств, мира из рамок обыденной достоверности,
из рамок прозы (в исконном значении слова) - хотя, разумеется, обращение
к стиху само по себе не является гарантией "художественности ".


Необходимость стиха на ранних ступенях
развития иск-ва слова диктовалась, в частности, и тем, что оно изначально
существовало как звучащее, произносимое, исполнительское. Даже Гегель ещё
убеждён, что все художеств. словесные произведения должны произноситься,
петься, декламироваться. Это неприменимо к совр. роману, к-рый полноценно
существует и как читаемая "про себя" книга; хотя в прозе слышимы живые
голоса автора и героев, но они слышимы "внутренним" слухом читателя. П.
же, стих, с одной стороны, действительно себя выявляет лишь в устном бытии,
а с другой стороны, только стих может всесторонне организовать звучащую
материю речи, придать ей ритмич. закруглённость, законченность, завершённость,
к-рые в эстетике прошлого нераздельно связывались с совершенством, красотой.
"...Древний мир...,- писал К. Маркс,-возвышеннее современного во всем том,
в чем стремятся найти законченный образ, форму и заранее установленное
ограничение" (Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, 1967, с. 165).
В словесности прошлых эпох стих и выступает как такое "заранее установленное
ограничение", к-рое создаёт возвышенность и красоту слова.


Становление художеств. прозы действительно
начинается лишь в эпоху Возрождения, а осознание и утверждение прозы как
законной формы иск-ва слова происходит даже позднее - в 18 - нач. 19 вв.
В эпоху господства прозы причины, породившие П., уже как бы теряют своё
значение: иск-во слова теперь и без стиха способно созидать подлинно художеств.
мир, а "эстетика завершённости", в сущности, чужда лит-ре нового времени.


Художеств. проза обнаружила способность
создавать красоту слова, не уступающую красоте слова в П.


П. в эпоху прозы не отмирает (а временами,
напр. в России нач. 20 в., даже вновь выдвигается на авансцену); однако
она претерпевает глубокие изменения. В ней резко ослабевают черты завершённости;
отходят на второй план особенно строгие строфич. конструкции - сонет,
рондо, газель, танка к
т.п., развиваются более свободные формы ритма
- дольник, тактовик, акцентный стих и т. п., в стих внедряются разговорные
интонации.


В новейшей П. раскрылись иные содержательные
качества и возможности стихотворной формы. В П. 20 в. у А. Блока, Р. М.
Рильке, П. Валери, Р. Фроста и др. со всей ясностью выступило то громадное
усложнение художеств. смысла, возможность к-рого всегда была заложена в
природе стихотворной речи.


Само движение слов в стихе, их взаимодействие
и сопоставление в условиях ритма и рифм, отчётливое выявление звуковой
стороны речи, даваемое сти-хотв. формой, взаимоотношения ритмич. и синтаксич.
строения и т. п. - всё это таит в себе неисчерпаемые смысловые возможности,
к-рых проза, в сущности, лишена. Мн. прекрасные стихи, если их переложить
прозой, окажутся почти ничего не значащими, ибо их смысл создаётся гл.
обр. самим взаимодействием стихотв. формы со словами. Это взаимодействие
создаёт сложнейшие и тончайшие оттенки и сдвиги художеств. смысла, к-рые
невозможно воплотить иным способом.


П. в высшей степени способна воссоздавать
живой поэтич. голос и личную интонацию автора, к-рые опредмечивают-ся в
самом построении стиха - в ритмич. движении и его "изгибах", рисунке фразовых
ударений, словоразделов, пауз и пр. Вполне закономерно, что поэзия нового
времени - прежде всего лирич. П. В далёком прошлом стих выступал как единая
и единств, форма всех осн. жанров иск-ва слова; но именно в лирике предельно
выявляются особые смысловые возможности стихотворной формы.


В совр. лирике стих осуществляет двоякую
задачу. В соответствии со своей извечной ролью он возносит нек-рое сообщение
о реальном жизненном опыте автора в сферу иск-ва, т. е. превращает эмпирический
факт в факт художественный; и вместе с тем именно стих позволяет воссоздать
в лирич. интонации непосредств. правду личного переживания, подлинный и
неповторимый человеческий голос поэта.



Проза (П.). Вплоть до нового времени
П. развивается на периферии иск-ва cлoва, оформляя смешанные, полухудожеств.
явления письменности (историч. хроники, филос. диалоги, мемуары,
проповеди,
религ. соч. и т. п.) или "низкие" жанры (фарсы, мимы
и
др. виды сатиры).


П. в собств. смысле, складывающаяся начиная
с эпохи Возрождения, принципиально отличается от всех тех предшествующих
явлений слова, к-рые так или иначе выпадают из системы стихотворчества.
Совр. П., у истоков к-рой находится итал. новелла Возрождения, творчество
М. Сервантеса, Д. Дефо, А. Пре-во, сознательно отграничивается, отталкивается
от стиха как полноценная, суверенная форма иск-ва слова. Существенно, что
совр. П.- письменное (точнее, печатное) явление, между тем как прежние
формы ГГ. исходили из устного бытия речи и так или иначе претендовали на
звучащее исполнение, что ставило их в один ряд с поэзией.


Изучение природы художеств. П. началось
лишь в 19 в. и развернулось в 20 в. Очень многое здесь ещё проблематично,
напр. само понятие ритма прозы, имеющего несомненно, более высокую степень
организованности, чем ритм нехудожеств. речи. Исследования последних десятилетий
показали, что ритм в П., не обладая устойчивой количеств. характеристикой,
имеет качеств. определённость. Ускоряясь и замедляясь в зависимости от
самого движения повествования, ритм П. всё же выдерживается в едином ключе.


В общих чертах выявлены нек-рые существ.
принципы, отличающие проза-ич. слово от поэтического. Слово в П. имеет
- сравнительно с поэтическим -принципиально изобразительный характер; оно
в меньшей степени сосредоточивает внимание на себе самом, между тем в поэзии,
особенно лирической, нельзя отвлечься от слов. Говоря точнее, слово в П.
непосредственно ставит перед нами сюжет (всю последовательность отд. действий,
движений, из к-рых и создаются характеры и художеств, мир романа или рассказа
в целом).


П., как и поэзия, преображает реальные
объекты и создаёт свой художеств. мир, но делает это прежде всего путём
особого взаимоположения предметов и действий. Прозаич. речь предстаёт как
прозрачная изобразит. ткань. Слово в П. стремится не к многозначности,
а к индивидуализиров. конкретности обозначаемого смысла.


Не менее важно, что в П. слово само становится
предметом изображения, как "чужое", в принципе не совпадающее с авторским.
Для поэзии характерно единое авторское слово и слово персонажа, однотипное
с авторским; поэзия по преимуществу монологи ч-н а. Между тем П. насквозь
диалогична, она вбирает в себя многообразные, несовместимые друг с другом
"голоса" (см. об этом в кн.: Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского,
1972, с. 309-50). В художеств. П. сложное взаимодействие "голосов" автора,
рассказчика, персонажей нередко наделяет слово "разнонаправленностью",
многозначностью, к-рая по природе своей отличается от многосмысленности
поэтического слова.


Ритм П., её специфич. изобразит. природа
и высвобождение художеств. энергии в результате столкновения различных
речевых планов ("голосов") - кардинальные моменты в создании науч. теории
П.


Существуют промежуточные формы между поэзией
и прозой: стихотворение в прозе (у Ш. Бодлера, И. С. Тургенева) - промежуточная
форма, близкая к лирич. поэзии по стили-стич., тематич. и композиционным,
но не метрическим признакам; и с др. стороны - свободный стих к ритмич.
Проза, близкие к стиху именно по метрическим признакам.


Лит.: Потебня А. А., Поэзия и проза,
в его кн.: Из записок по теории словесности, Хар., 1905; его же, Поэзия.
Проза. Сгущение мысли,, Поли. собр. соч., т. 1- Мысль и язык, 4 изд., Од.,
1922; Эйхенбаум Б., Мелодика русского лирического стиха, в его кн.: О поэзии,
Л., 1969; Тынянов Ю. Н., Проблема стихотворного языка, 2 изд., М., 1965;
Виноградов В. В., О художественной прозе, М.- Л., 1930; его же,


О языке художественной литературы, М.,
1959; Шкловский В., О теории прозы, М., 1929; его же, Художественная проза,
М., 1961; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971, с.
182-343; Бахтин М. М., Слово в романе, "Вопросы литературы", 1965, № 8;
Кожинов В. В., О природе художественной речи в прозе, в его кн.: Происхождение
романа, М., 1963; Гинзбург Л., О лирике, 2 изд., Л., 1974; Лотман Ю. М.,
Структура художественного текста, М., 1970; Р о д-нянская И. Б., Слово
и "музыка" в лирическом произведении, в сб.: Слово и образ, М., 1964; Поэтический
строй русской лирики, Л., 1973; Caudwell С h., Illusion and reality...,
L., 1937; Beriger L., Poesie und Prosa, Halle, 1943; Kayser W., Das sprachliche
Kunstwerk, 12 Aufl., Bern-Munch., 1967 (есть лит.); Lubbоk P., The art
of fiction, L., 1960; Proza, poezja... Wybor szkicow i recenzji, t. 1-2,
Warsz., 1965-66; Wfersz i poezja. Konferencja teoretycznolitera-cka w Pcimiu,
Wr., 1966. В. В. Кожаное.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я