ПОЭТИКА

ПОЭТИКА (от греч. poietike - поэтическое
искусство), термин, имеющий два значения: 1) совокупность художествен-но-эстетич.
и стилистич. качеств, определяющих своеобразие того или иного явления лит-ры
(реже кино, театра),- его внутреннее строение, специфич. система его компонентов
и их взаимосвязи (в этом смысле говорят о П. кино, драмы или романа, П.
романтизма, А. С. Пушкина, "Войны и мира" Л. Н. Толстого и т. д.); 2) одна
из дисциплин литературоведения, включающая: изучение общих устойчивых
элементов, из взаимосвязи которых слагается художественная литература,
лит.
роды и жанры, отдельное произведение словесного иск-ва; определение законов
сцепления и эволюции этих элементов, общих структурно-типо-логич. закономерностей
движения лит-ры как системы; описание и классификация исторически устойчивых
литературно-ху-дожеств. форм и образований (в т. ч.-развивающихся на протяжении
многих, несходных в социальном и культурно-историч. отношении эпох, как,
напр., лирика, драма, роман, басня); выяснение законов их историч. функционирования
н эволюции.


Охватывая широкий круг проблем -от вопросов
речи
художественной
и стиля до вопросов о специфич. законах строения
и развития рода литературного и жанра, а также развития лит-ры
как целостной системы, П. как литературоведч. дисциплина, с одной стороны,
соприкасается вплотную со стилистикой к стиховедением (ряд теоретиков
включают их в состав П.), ас другой -с эстетикой и теорией литературы,
к-рые обусловливают её исходные принципы и методологии. основу. Для П.
необходимо постоянное взаимодействие с историей лит-ры и литературной
критикой,
на данные к-рых она опирается и к-рым, в свою очередь, даёт
теоретич. критерии и ориентиры для классификации и анализа изучаемого материала,
а также для определения его связи с традицией, его оригинальности и художеств.
ценности.


П. может быть подразделена на о б-щ у ю
(оперирующую общими закономерностями и элементами лит-ры в целом) и частную
(П. конкретного жанра, определённого писателя, отд. произв. и т. д.). Общая
П. включает в себя теоретическую (учение о лит-ре как системе, её элементах
и их взаимосвязи) и историческую (учение о движении и смене лит. форм).
Т. к. все поэтич. формы - продукт исторической эволюции и все они изменчивы
и подвижны (хотя изменчивость их различна, ибо на одних ступенях развития
лит-ры она может носить характер количеств. изменений, а на других -выражается
в существ. преобразованиях), разделение П. на теоретич. (синхроническую)
и историч. (диахроническую) в определённой мере условно; однако его целесообразность
обусловлена самим предметом и оправдана с науч. точки зрения.


В результате развития (рядом с общей) многообразных
частных П. в последние десятилетия нередко выделяют в качестве особой области
описательную (или описательно-функциональную) П., цель к-рой - детализированное
описание к.-л. стороны структуры литературного произведения, построение
его условной "формализованной" схемы (или теоретич. "модели" определённого
лит. жанра). При этом ряд литературоведов (особенно часто структуралисты)
забывают, что такая схема (модель) не даёт адекватного представления о
произведении как о целостном, живом организме.


Можно условно различать "макропоэтику",
оперирующую понятиями лит-ры как системы, категориями рода, жанра, представлениями
о композиции повествоват. или драматич. произведения (в особенности
большой формы - романа, драмы), и "микропоэтик у", изучающую элементы художественной
речи и стиха - выразительный смысл определённого выбора слов или грамма-тич.
строения предложения, роль симметрии, муз. начала, художеств. повторов
как ритмообразующего фактора в строении стиха и прозы и др. "мелкие" и
даже "мельчайшие" явления лит. формы, особенно важные при анализе стихотворных
жанров, как и лирич. прозы.


Исторически П.- древнейшая область литературоведения.
По мере накопления опыта почти каждая нац. лит-pa (фольклор) в эпоху древности
и средневековья создавала свою "поэтику" - свод традиционных для неё "правил"
стихотворства, "каталог" излюбленных образов, метафор, жанров, поэтич.
форм, способов развёртывания темы и т. д., к-рыми пользовались её родоначальники
и последующие мастера. Такие "поэтики" составляли и своеобразную "память"
нац. лит-ры, закрепляющую художеств. опыт, и наставление потомкам, своего
рода учебник, предназначенный для молодых поэтов или певцов. Все они имели
нормативный характер, ориентируя читателя на следование устойчивым поэтич.
нормам, освящённым многовековой традицией,- поэтич. канонам.


Из дошедших до нас трактатов европ. региона
первый опыт науч. П., существенно отличающийся от распространённого (до
и после) типа нормативных поэтик, представляет собою трактат "Об искусстве
поэзии" Аристотеля (4 в. до н. э.), сделавшего попытку - в противовес
неосознанному следованию традиции - критически осмыслить опыт развития
древнегреч. лит-ры, в особенности эпоса и трагедии, определив их общие,
устойчивые элементы, своеобразную природу и принципы внутр. строения лит.
родов и их видов. Подчеркнув, что в основе отношения к действительности
всех иск-в лежит (по-разному преломляемый ими в силу специфич. характера
их художеств. языка) принцип изображения ("мимесиса"; см. ст. Подражание),
Аристотель
впервые дал теоретич. определение трёх осн. лит. родов (эпос, лирика,
драма),
понятия фабулы, сохранившую своё значение поныне классификацию
тропов (метафора, метонимия, синекдоха) и ряда др. средств поэтической
речи. В отличие от "поэтики" Аристотеля, стихотворный трактат Горация
"Наука
поэзии" - классич. образец нормативной П. Целью Горация было указать РИМ.
лит-ре новые пути, которые могли бы помочь преодолеть старые патриархальные
традиции и стать лит-рой "большого стиля". Это обеспечило его трактату
общеевроп. влияние - наряду с трактатом Аристотеля - в эпоху Возрождения
и особенно в 17-18 вв. Под непосредственным воздействием обоих написаны
первые европейские - также нормативные-"поэтики" от Ю. Ц.
Скалигера
(1561)
до Н. Буало, трактат-поэма которого "Поэтическое искусство" (1674)
явился поэтическим каноном классицизма.


До 18 в. П. была в основном поэтикой стихотворных
и притом "высоких" жанров. Из прозаических жанров привлекались гл. обр.
жанры торжеств., ораторской речи, для изучения к-рой существовала спец.
науч. дисциплина - риторика, накопившая богатый материал для классификации
и описания мн. явлений лит. языка, но при этом имевшая аналогичный, нормативно-догматич.
характер. Попытки теоретич. анализа природы художеств. прозаич. жанров
(напр., романа) возникают первоначально вне области офиц. П. Лишь просветители
(Г. Э. Лессинг, Д. Дидро) в борьбе с классицизмом наносят
первый удар догматизму старой П. Ещё существеннее было проникновение в
П. историч. идей, связанное на Западе с именами Дж. Вико и И. Г.
Гердера,
утвердивших
представление о взаимосвязи законов развития языка, фольклора и лит-ры
и об их историч. изменчивости в ходе развития человеческого общества, эволюции
его материальной и духовной культуры. Гердер, И. В. Гёте, а затем романтики
(см. Романтизм) включили в область П. изучение фольклора и прозаич.
жанров, положив начало широкому пониманию П. как филос. учения о всеобщих
формах развития и эволюции поэзии (лит-ры), к-рое на основе идеалистич.
диалектики было систематизировано Г. Гегелем в 3-м т. его "Лекций
по эстетике" (1838).


Во 2-й пол. 19 в. на смену диалектико-идеалистич.
филос. эстетике Гегеля на Западе приходит позитивизм (В. Шерер), а
в 20 в.- многочисл. направления "психологической" (см. Психологическая
школа
в литературоведении), формалистской (О. Вальцель; см. также "Формальный
метод"
в литературоведении), экзистенциалистской (Э. Штайгер), "психоаналитической"
(см. Психоанализ), ритуально-мифологической (см. Ритуально-мифологическая
школа),
"структуральной" (Р. Якобсон, Р. Барт; см. также Структурализм)
и
др. П. Каждое из них накопило значит. число наблюдений и частных идей,
но вследствие метафизич., нередко антиисторич. характера науч. методологии
не могло дать принципиально верного решения осн. вопросов П., подчинив
его теоретически односторонним выводам или (особенно в 20 в.) практике
узких, подчас модернистских художеств. школ и направлений.


Старейший сохранившийся трактат по П.,
известный в Др. Руси,- статья ви-зант. писателя Георгия Хировоска "об образах"
в рукописном Изборнике Святослава 1073. В кон. 17 - нач. 18 вв.
в России и на Украине возникает ряд школьных "пиитик" для обучения поэзии
и красноречию (напр., "De arte poetica" Ф. Прокоповича, 1705, опубл. 1786
на лат. яз.). Значит. роль в развитии науч. П. в России сыграли М. В. Ломоносов
и В. К. Тредиаковский, а в нач. 19 в.-А. X. Востоков. Большую ценность
для П. представляют суждения о литературе А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя,
И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др.
классиков, теоретич. идеи Н. И. Надеждина, В. Г. Белинского ("Разделение
поэзии на роды и виды", 1841), Н. А. Добролюбова. Они подготовили почву
для возникновения во 2-й пол. 19 в. в России П. как особой науч. дисциплины,
представленной трудами А. А. Потебни и родоначальника историч. П.-
А. Н. Веселовского.


После Окт. революции 1917 ряд вопросов
П., в особенности проблемы стиха, поэтич. языка, сюжетосложения, интенсивно
разрабатывались на форма-листич. (ОПОЯЗ) и лингвистич. (В. В. Виноградов)
основе;
продолжала развиваться психологич. П., опирающаяся на традиции Потебни
(А. И. Белецкий), а также др. направления (В.М. Жирмунский,
М.
М.Бахтин).
В борьбе с "формальным методом" марксистские теоретики (В. М. Фриче
и др.) неоднократно выдвигали в 20-30-е гг. задачу создания "социологической
П.". Разработка эстетич. наследия К. Маркса и В. И. Ленина (в 30-е гг.,
а затем в 60-70-е гг.), филос. принципов теории отражения, марксистского
учения о взаимоотношении содержания и формы создала необходимые предпосылки
для дальнейшего развития П. в русле марксизма. Значит. толчок ему дали
творчество и эстетич. суждения сов. писателей (М. Горький, В. В. Маяковский
и др.). На базе философско-эстетич. идей марксизма проблемы П. разрабатываются
ныне также в ряде др. социалистич. стран (Болгария, Венгрия, ГДР, Польша).


Усложнение внутреннего строения лит-ры
в 20 в., возникновение в ней наряду с "традиционными" многочисл. "нетрадиционных"
форм и приёмов, вхождение в общемировой обиход человечества яит-ры разных
народов, стран и эпох с неодинаковыми культурно-историч. традициями привели
к расширению проблематики совр. П. Актуальными становятся проблемы соотношения
в повествовании авторской точки зрения и ракурсов отд. персонажей, образа
повествователя, анализ художеств. времени и пространства и др. Определились
такие направления совр. П., как исследование внутр. закономерностей различных
несходных между собой лит. систем (Д. С. Лихачёв, Н. И. Конрад),
П.
лит. родов и жанров, методов и направлений, П. совр. лит-ры, П. композиции,
лит. языка и стиха, отд. художеств, произведения и т. д. Особое направление
в сов. П. составляют работы учёных, стремящихся воспользоваться семиотич.
и структуральными методами.


Лит.: Аристотель, Об искусстве поэзии,
М., 1957; Гораций, Послание к Пизонам, Поли. собр. соч., М.- Л., 1936;
Буало Н., Поэтическое искусство, М., 1957; Гегель, Эстетика, т. 3, М.,
1971, гл.З; Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Поли. собр.
соч., т. 5, М.-Л., 1954; Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940;
Потебня А. А., Из записок по теории словесности, Хар., 1905; Жирмунский
В. М., Вопросы теории литературы, Л., 1928; Тынянов Ю. М., Проблема стихотворного
языка, М., 1965; Томашевский Б. В., Теория литературы. Поэтика, 6 изд.,
М.- Л., 1931; Шкловский Б. В., Художественная проза. Размышления и разборы,
М., 1961; Храпченко М. Б., О разработке проблем поэтики и стилистики, "Изв.
АН СССР. Отделение литературы и языка", 1961, т. 20, в. 5; Теория литературы,
[т. 1 - 3], М., 1962 - 1965; Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского,
3 изд., М., 1972; Виноградов В. В., Стилистика. Теория поэтической речи.
Поэтика, М., 1963; Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 2 изд.,
Л., 1971; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; Фридлендер
Г. М., Поэтика русского реализма, Л., 1971; Исследования по поэтике и стилистике,
Л., 1972; Scherer W., Poetik, В., 1888; Кауsег W., Das sprach-liche Kunstwerk,
12 Aufl., Bern-Munch., 1967; Staiger E., Grundbegriffe der Poetik, 8 Aufl.,
Z., 1968; W ellek R.,Warren A., Theory of literature, 3 ed., N. Y., 1963;
Poetics. Poetika. Поэтика, Warsz. - P. - The Haque, 1961; Jakobson R.,
Questions de poetique, P., 1973; Markwardt В., Geschichte der deutschen
Poetik, Bd 1 - 5, В.- Lpz., 1937 -1967;"Poetica", Munch., 1967-;"Poetics",
The Hague - P., 1971 -;"La poetique", P., 1970 -. Г. М. Фридлендер,




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я