ПРАВОСЛАВИЕ

ПРАВОСЛАВИЕ одно из основных (наряду
с католицизмом и протестантизмом) направлений в христианстве. Получило
распространение преим. в Вост. Европе и на Бл. Востоке. Среди верующей
части населения православные преобладают в Греции, в ряде республик Югославии
(Сербия, Македония, Черногория), в Румынии, Болгарии, на Кипре. В СССР
последователи П. превалируют среди верующих в РСФСР, на Украине, в Белоруссии,
Грузии.


Размежевание в христианстве между П. (вост.
христианством) и католицизмом (зап. христианством) достаточно явственно
выявилось после раздела Рим. империи на Зап. Римскую и Вост. Римскую империи
(395) и было связано с различием в историч. (социально-экономич., политич.,
культурном) развитии обеих частей империи. Дальнейшее постепенное углубление
расхождений между обоими направлениями христианства привело и к формальному
разделению общехрист. церкви на зап. (рим.-католическую) и вост. (восточно-кафолич.,
или греко-православную); оно произошло в 1054 и завершилось после захвата
в 1204 крестоносцами Константинополя (см. Разделение церквей).


Правосл. вероучение, имеющее общехрист.
основу, базируется на Священном писании (Библия) и Священном
предании.
В Священное предание П. включает постановления первых семи
Вселенских соборов (4-8 вв.), решения ряда поместных соборов 4-8 вв., творения
отцов
церкви
и нек-рые др. материалы (но меньшее число материалов, чем католицизм).
Гл. источник правосл. вероучения - "Символ веры", принятый Никейским
вселенским собором 325, дополненный Константинопольским собором 381. Догматами
П. являются осн. положения христ. вероучения, сформулированные первыми
семью Вселенскими соборами. Они объявляются правосл. церковью "боговдохновенными"
- абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, неизменными, непостижимыми
разумом н соответственно должны приниматься на веру. Догматы, принятые
католицизмом после разделения церквей [об исхождении "святого духа" не
только от бога-отца, но и от сына (добавление "filioque"), о главенстве
и непогрешимости римского папы, о чистилище, о сверхдолжных заслугах святых
и о "сокровищнице переизбыточествующей благодати", о непорочном зачатии
девы Марии), объявляются П. ошибочными, противоречащими Священному
писанию и Священному преданию. Основу обрядности П., как и в католицизме,
составляют семь таинств, но имеются различия в их отправлении: в
П. при крещении младенца погружают в воду, а не кропят; миропомазание совершается
приходским священником сразу же вслед за крещением (а не через несколько
лет); причащаются миряне и духовные лица одинаково - квасным хлебом и вином.


Гл. правосл. богослужением является литургия
(обедня).
Богослужение в П. ведётся на нац. языках, используются и т. н. мёртвые
языки (напр., церковно-слав.- в рус. правосл. церкви). Важной составной
частью правосл. культа являются праздники, главные из к-рых -общехристианские
(рождество, пасха и др.). В П. отсутствуют праздники, установленные
католицизмом после разделения церквей (см. в ст. Католицизм), в
то же время введены праздники (сретение, преображение, воздвижение), не
отмечаемые католиками. К числу неотъемлемых элементов правосл. культа относятся
посты:
многодневные
(весенний "великий", летний "петров", осенний "успенский" и зимний "рождественский")
и однодневные - всего более 200 дней в году. При составлении церк. календаря
большинство правосл. церквей придерживается юлианского календаря (в то
время как в католицизме и протестантизме используется григорианский календарь).
Согласно православным канонам, священники должны быть женаты (притом один
раз).


В специфике вероучения, церк. организации
П. нашли отражение особенности история, развития Византии (где сложилось
это христ. направление), а в дальнейшем и др. вост.-европ. и ближневост.
гос-в (где оно распространилось). Замедленная по сравнению с Западом эволюция
феод. отношений в Византии, сильная имп. власть и одновременно отсутствие
многоступенчатой феод. иерархия, лестницы, свойственный визант. культуре
в целом традиционализм способствовали усилению традиционализма также и
в П., в значит. мере обусловили отсутствие такой иерархия, организации
духовной власти, какая сложилась в католицизме. П., став гос. религией
Визант. империи, освящало именем бога гос. строй, осн. на феод. началах.
Высшим земным авторитетом в делах веры был объявлен император- "помазанник
божий", верховный хранитель и защитник догматов П. С падением Византии
(1453) на её территории и в соседних с ней государствах сложились самостоятельные
(автокефальные) церкви. Они сохранили общую систему вероучения и религиозного
культа, однако во внутренних порядках этих церквей наметились некоторые
разлияия. Универсальной церк. орг-ции с единым церк. центром (как Ватикан
в католицизме) в П. нет.


Проникновение христианства в форме П. на
русскую землю наяалось с сер. 9 в., а в 988 оно было объявлено государственной
религией Киевской Руси (см. Крещение Руси). С утверждением П. на
Руси ускорился процесс отмирания остатков патриархально-родового строя,
укрепились феод. отношения, Киевское гос-во сблизилось с другими странами
Европы. Введение П. в известной мере способствовало развитию культуры на
Руси. Вместе с тем оно принесло нар. массам Руси усиление духовного гнёта.
В 15-16 вв. в связи с превращением православной церкви в России
в крупного феод. земельного собственника внутри П. возникли теяения нестяжателей
и
иосифлян.
Нестяжатели выступали против сосредоточения в руках церкви богатств.
Иосифляне, напротив, стояли за экономически сильную церк. организацию,
утверждая, что богатство является основой, на к-рой зиждется могущество
церкви. Одержавшие верх иосифляне добились осуждения нестяжателей как еретиков.


В 17 в. в П. возникло ещё одно течение
- раскол, впоследствии также признанное еретическим. Оно было связано
с реакцией гл. обр. низших слоев духовенства, ремесленников и крестьян
на цер-ковно-обрядовую реформу, проведённую патриархом Никоном. Выйдя
победителем из борьбы с этими течениями, ортодоксальное П. освятило власть
рус. князей, царей, императоров как "помазанников божьих", помогало господствующим
классам удерживать трудящихся от выступления против эксплуататоров, оправдывало
колонизаторскую политику царизма, культивировало у своих приверженцев враждебность
по отношению к иноверцам. Царизм, в свою очередь, стремился укрепить позиции
русского П., расценивая выступления против религии как проявление политич.
неблагонадёжности.


В эпоху капитализма П., ранее являвшееся
опорой феод.-монархич. сил, стало политически и идеологически приспосабливаться
к бурж. общественным отношениям. Идеи модернизма, возникшие в католицизме
во 2-й пол. 19 в., распространившиеся также в протестантизме, стали проникать
и в П. (правда, ввиду особенностей П. значительно медленнее и в меньшей
степени). В России во время бурж.-демократич. Революции 1905-07 довольно
широко развёртывается православно-церковное обновленчество. Его представители
требовали выхода церкви из-под опеки самодержавия, пересмотра социально-этич.
позиций П. в бурж. духе, модернизации его вероучения и культа. С поражением
первой рус. революции начался спад и церковно-обновленяеского движения.


С победой социализма в СССР и строительством
социализма в ряде др. стран, в к-рых распространено П., его позиции были
сильно подорваны. Этому способствовали отход от религии большинства населения,
ослабление религиозности верующих. В целях приспособления к новым социальным
условиям П. претерпело и претерпевает сложную эволюцию.


Радикально изменилась политич. ориентация
правосл. церкви: от былого политич. союза с эксплуататорскими классами
и вражды к социалистич. общественному и гос. строю она перешла на позицию
лояльного отношения к новому обществу, к поддержке миролюбивой политики
социалистич. гос-в, активному участию в борьбе за сохранение мира и междунар.
безопасность. Переосмысливаются мн. идеология, аспекты П. с тем, ятобы
представить его не противореяащим совр. общественному, научно-технич. и
культурному прогрессу. Социально-этия. воззрения П. пересматриваются в
духе раннего, т. н. коммунистияеского христианства, воспринимающего победу
социализма над капитализмом как следствие "промысла господня". На смену
традиц. утверждениям о ненужности и неэффективности изменений социальной
структуры (ввиду "греховной испорченности" человеческой природы) приходит
признание обществ. преобразований. Стремясь противодействовать убыванию
числа верующих, правосл. церковь, сохраняя неизменность догматики (отстаивая
таким образом суть правосл. вероучения), идёт на нек-рые нововведения в
религ. культе. Так, ею исключены обряды и молитвы, анахронизм к-рых слишком
очевиден (молитвы о ниспослании дождя, освящение скота и др.). Церкви под
влиянием условий жизни верующих пришлось пойти на нек-рый пересмотр отношения
к постам: на первый план выдвигается "духовный пост", а "телесный пост"
рекомендуется соблюдать "по мере сил". Ныне П. не считает греховной работу
в дни религ. праздников. В связи с тем, что подавляющее число посещающих
богослужение - женщины, церковь вынуждена вопреки канонам поручать женщинам
службы, исполнявшиеся ранее лишь мужчинами: службу псаломщика, алтарщика
и др. Правосл. богословы ставят вопрос о реформе церк. календаря, приведении
его в соответствие с "новым стилем".


Однако никакая модернизация не в состоянии
сделать П. мировоззренчески совместимым с господствующей в обществе коммунистия.
идеологией. Оно лишено история, будущего. В условиях социального и духовного
прогресса, неуклонного развития массового атеизма П.-один из пережитков
прошлого в сознании всё уменьшающейся яасти верующих граждан социалистия.
стран.


Лит.: Ленин В. И., Политическая
агитация и "классовая точка зрения", Поли, собр. соч., 5 изд., т.
6; его же, Социализм и религия, там же, т. 12; Новиков М. П., Православие
и современность, М., 1965 Титов В. Е., Православие, 2 изд., М. 1974; Гордиенко
Н. С., Современное православие, М., 1968; КрасниковН. П. В погоне за веком,
М., 1968; Молоков В. А. Философия современного православия Минск, 1968;
Каждая А. П., Возникнете ние и сущность православия, М., 1968; Курочкин
П. К., Эволюция современного русского православия, М., 1971; Придувалов
Ф. М., Антинаукова суть сощальнон етичних принцишв руського православя,
Кiев, 1972.

Н. С. Гордиенко, П. К. Курочкин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я