ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

По мере ослабления центр. власти в
Византии (с 13 в.) александрийский, антиохийский и иерусалимский патриархи
обретали церк. независимость, после падения Византийской империи (1453)
они стали главами самоуправляющихся (автокефальных) поместных православных
церквей. В дальнейшем (преим. в 19 и 20 вв.) образовались и др. независимые
православные церкви в странах, где получило распространение православие.
В 1974 существовало 15 автокефальных П. ц.; в порядке перечисления их церк.
традиция придерживается принципа "размещения по чести": Константинопольская,
Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская,
Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Албанская, Польская,
Чехословацкая и Американская (выделилась в 1970 из состава Русской церкви).
Две П. ц. (Финская и Японская) имеют статус автономных церквей: первая
(выделилась в 1957) находится в юрисдикции Константинопольской, а вторая
- в юрисдикции Русской церкви (с 1970). При всей независимости автокефальных
церквей их связывает общность вероучения, основных норм церк. жизни и гл.
элементов обрядности (см. в ст. Православие),
хотя богослужебный
уклад каждой из них имеет нац. различия (в языках, на к-рых ведётся богослужение,
в культе местных святых, имеются собственные религ. праздники и т. д.).
Что же касается поли-тич. ориентации, оценок осн. явлений современности,
то они у автокефальных П. ц. (в зависимости от характера социально-ист.
условий их существования) весьма различны. Автокефальные церкви поддерживают
взаимные контакты, в ходе к-рых согласовывается решение вопросов общецерковного
значения. С этой целью с 1961 стали созываться (гл. обр. на о. Родос, Греция)
всеправославные совещания. Ведётся подготовка к всеправославно-му собору,
предварительная программа к-рого предусматривает основательную модернизацию
православного вероучения и культа. П. ц. участвуют в экуменическом движении,
а
глава Сербской церкви является одним из шести президентов Всемирного совета
церквей.



П. ц. в России и СССР. П. ц. - самая
крупная из всех поместных - была учреждена в 10 в. в связи с принятием
христианства как гос. религии, призванной укреплять и освящать феод. строй,
искоренять язычество, поднимать авторитет великокняжеской власти. Насаждать
христианство на Руси пытались как византийская, так и рим. церкви. В этом
соперничестве возобладала Византия, с к-рой Русь поддерживала более тесные
отношения. Принятие христианства (ок. 988) (см. Крещение Руси) и
становление П. ц. на Руси происходили в обстановке классовой борьбы. В
991 новгородцы воспротивились крещению. Антицерковную форму принимали восстания
в Суздальской земле 1024 и 1071; выступления в 1068-69 в Киеве.


Первоначально рус. П. ц. находилась в сильной
зависимости от константинопольского патриарха. Более 60 лет на Руси действовали
византийские митрополиты, назначавшиеся константинопольским патриархом.
Только в 1051 кн. Ярослав Мудрый сумел поставить во главе П. ц. рус. митрополита
Илариона. Однако вплоть до сер. 15 в. константинопольские патриархи продолжали
сохранять контроль над рус. П. ц.


Рус. митрополия подразделялась на епископии,
возглавляемые епископами епархии, к-рые соответствовали в основном княжествам.
Всего на Руси до монг. нашествия насчитывалось до 16 епископии (в Новгороде,
Чернигове, Перея-славле, Владимире-Волынском, Полоцке и др.).


П. ц. получала свою долю доходов от княжеской
казны (церк. десятина). С образованием монастырей стало возникать и церк.
землевладение. Церк. уставами (кн. Владимира Святославича, кн. Ярослава
Владимировича)
было оформлено право суда П. ц. не только над духовенством,
но и по многим гражд. делам. П. ц. сыграла важную роль в укреплении и развитии
феод. отношений. Монг.-тат. нашествие в нач. 13 в. причинило значит. ущерб
П. ц. Монг.-тат. завоеватели, придавая П. ц. большое значение в своей системе
властвования на Руси, освободили её от уплаты дани, наделили привилегиями
и установили неприкосновенность церк. владений. В 1261 была учреждена Сарайская
епископия в столице Золотой Орды. В дальнейшем в связи с подъёмом
русского народа на борьбу за свержение монг.-тат. ига П. ц., боясь потерять
влияние в народных массах, поддержала освободительное движение. Моск. князья
в своей политике, направленной на объединение разрозненных рус. земель
в единое централизованное гос-во и свержение иноземного ига, широко использовали
экономич. и политич. влияние П. ц. При митрополите Петре митрополия была
перенесена в Москву; с этого времени сложился союз между церковью и моск.
князьями.


В 15 в., когда над Византийской империей
нависла угроза завоевания со стороны турок, вост. патриархи пошли на заключение
Флорентийской унии 1439. Русская П. ц. при активной поддержке московских
князей использовала сложившуюся обстановку для отказа от подчинения Константинопольскому
патриарху. Вел. князь Василий II Васильевич не одобрил унии и заключил
в монастырь вернувшегося в 1441 в Москву митрополита Исидора, принимавшего
участие во Флорентийском соборе и давшего согласие на унию. Собор епископов
русской П. ц. низложил Исидора и независимо от патриарха поставил митрополитом
московским и всея Руси Иону (1448). Так было положено начало фактич. самостоятельности
(автокефалии) русской П. ц.


Важной вехой в истории П. ц. в России явилось
учреждение патриаршества в 1589. Этим актом была закреплена и оформлена
в нормах канонич. права независимость рус. церкви от константинопольского
патриарха. Она стала автокефальной и юридически. Возросло её междунар.
значение.


Крупный конфликт между П. ц. и самодержавием
произошёл при патриархе Никоне, объявившем "священство выше царства".
Однако тенденция поставить руководство П. ц. над светской властью была
пресечена Алексеем Михайловичем, а Никон низложен. Во 2-й пол. 17
в. в П. ц. возник раскол, внешним поводом для к-рого послужили проведённые
в 1653-56 Никоном реформы, направленные на укрепление крепостнич. церк.
орг-ции и исправление богослужебных книг. Церк. реформа, окончательно подчинившая
П. ц. самодержавию, была проведена при Петре I Великом. В 1721 патриаршество
было уничтожено, а для управления П. ц. учреждена особая духовная коллегия
- Святейший Правительствующий Синод во главе с президентом. В 1722 должность
президента была упразднена, а надзор за деятельностью Синода поручен обер-прокурору
Синода. В результате церк. реформы Петра I П. ц. стала по существу частью
государственного аппарата. В 1764 последовала секуляризация церк.
владений, поставившая П. ц. в полную зависимость от гос. власти и способствовавшая
превращению П. ц. в одно из звеньев царского гос. аппарата. Церковные реформы
18 в., полностью подчинившие П. ц. самодержавию, придали рус. православию
вероучительную, канонич. и организац. форму, в основном сохранявшуюся на
протяжении последующего времени вплоть до падения царизма.


П. ц. была одним из важнейших институтов
гос-ва. Являясь крупным собственником и эксплуататором, она верно служила
господств, классам царской России. Духовенство внушало трудящимся мысль
о < богоустановленности " царской власти, помогало самодержавию подавлять
крест, восстания, выступления дворянских революционеров, движение разночинцев,
активно противодействовало революц. борьбе пролетариата. Во всех трёх рус.
революциях русская П. ц. находилась в стане антинародных сил. Она тормозила
социальный, научно-тех-нич. и культурный прогресс: противилась отмене в
России крепостного права,выступала за сохранение телесных наказаний, осуждала
стремление женщин к равноправию, всячески мешала распространению знаний
в массах, преследовала передовых учёных и деятелей культуры, стремилась
дискредитировать в глазах трудящихся идеи науч. социализма. После падения
самодержавия русская П. ц. стала союзником бурж. Врем, пр-ва. Врем, пр-во
санкционировало созыв в авг. 1917 поместного собора русской П. ц.- первого
после замены патриаршей формы церковного управления синодальной. В нояб.
1917 собор восстановил патриаршество, избрав главой русской П. ц. реакционера
Тихона
(Белавина).


Великую Окт. социалистич. революцию большинство
священников встретило с неприкрытой враждебностью. Патриарх Тихон, поддержанный
поместным собором, предал Сов. власть церковному проклятию - анафеме. В
годы Гражд. войны 1918-20 многие представители рус. православного духовенства
активно сотрудничали с белогвардейцами и интервентами, надеясь на восстановление
дореволюц. порядков. В 1922 П. ц. попыталась сорвать изъятие части церковных
ценностей, предназначавшихся для закупки за границей хлеба голодающему
населению Поволжья и др. р-нов страны. Контрреволюц. деятельность церковников
вела к изоляции их от осн. массы верующих. Чтобы сохранить влияние русской
П. ц., наиболее дальновидная часть духовенства выступила с идеей "обновления"
православия - признания социалистич. гос-ва, модернизации со-циально-этич.
доктрины, изменения в духе времени православного вероучения и уклада церковной
жизни. Возникли реформаторские группы "Живая церковь", "Союз общин древле-апостольской
церкви", "Союз церковного возрождения" и др., объединившиеся в т. н. обновленческую
церковь. Успехи социалистич. строительства заставили Тихона и его сторонников
отказаться от борьбы с Сов. властью и постепенно перейти на позиции лояльного
к ней отношения. Преемник Тихона митрополит Сергий (Страгородский) (патриарх
с 1943) декларацией от 29 июля 1927 закрепил новую политич. ориентацию
русской П. ц., осудив церковную контрреволюцию и призвав духовенство и
верующих оказать активную поддержку внутр. и внеш. политике Сов. гос-ва.
В 1945 состоялся поместный собор русской П. ц. Он завершил процесс реорганизации
Московского патриархата в послеоктябрьский период и ориентировал церковь
на поиски путей приспособления к существованию в условиях социализма. Собор
принял "Положение об управлении рус. православной церковью", действующее
и ныне (с поправками архиерейского собора 1961, одобренными поместным собором
1971), а также избрал патриархом Алексия (Симанского).


С переменой политич. ориентации русская
П. ц. начала пересмотр традиционных социально-нравств. воззрений. Она положительно
оценила (с позиций религ. восприятия) успехи социалистич. и ком-мунистич.
строительства, призвала верующих к активному участию в общенар. движении
сторонников мира и т. п. Стали усиливаться модернистские тенденции и в
чисто религ. аспектах идеологии и практики русской П. ц. Признано возможным
по-новому формулировать как сами христианские догмы, ранее считавшиеся
неприкосновенными, так и выводы из них. В частности, больше не воспеваются
бессмысленные страдания, к-рые раньше считались прямым путём к -"личному
спасению", не пропагандируется в прежней форме идея -"ухода от мира", труд
объявлен не "наказанием господним", а "богоугодным делом", пересматривается
традиционное толкование многих положений Библии - буквальное понимание
библейских текстов в ряде случаев заменяется аллегорическим. Исподволь
модернизируются культ и уклад церковной жизни. Фактически изъяты из обращения
из-за их неприменимости обряды освящения новопостроенных сооружений, колодцев,
скота перед первым выгоном в поле, не проводятся крестные ходы к "святым
местам", не совершаются молебны в поле и т. п. Введены такие богослужебные
новшества, как заочное отпевание умерших, общая исповедь. Верующим прощают
несоблюдение
постов, нерегулярное посещение храма, систематические опоздания к началу
богослужения и уход до его окончания. В церковное обращение вводятся новые
молитвы и службы, напр. "неделя молитв о христианском единстве". Некоторые
итоги деятельности русской П. ц. по приспособлению к новым условиям подвёл
поместный собор, проходивший в 1971 и ориентировавший Моск. патриархию
на дальнейшее обновление рус. православия, на активизацию её деятельности
по укреплению своих позиций в секуляризованном обществе и расширению контактов
с др. христ. церквами и объединениями. Собор особым решением снял церковное
проклятие со старообрядцев. Патриархом был избран Пимен (Извеков).


Эволюция рус. православия не могла сделать
и не сделала его мировоззренчески приемлемым для строителей коммунизма.
И модернизированное, оно остаётся пропагандистом антинаучной религ. идеологии,
поборником христ. нравств. идеалов, противоречащих нормам коммуни-стич.
морали. Коренная противоположность науки и религии неустранима при всех
самых радикальных модификациях религ. веры.


Первичное звено рус. П. ц. составляет религиозное
общество - церковный приход, к-рый возглавляется исполнит. органом, состоящим
из мирян. Духовенство не вмешивается в адм.-хоз. деятельность прихода,
его функции ограничиваются совершением богослужения, удовлетворением религ.
потребностей верующих. Храмы и обслуживающий персонал содержатся за счёт
добровольных пожертвований верующих, доходов от треб (крещений, отпеваний,
венчаний), а также средств, полученных от продажи свечей и др. предметов
культа. На часть этих же средств, отчисляемых приходами в общецерковный
фонд, содержится и весь аппарат русской П. ц. Церковные приходы объединены
в округа (благочиния), а последние, в свою очередь, в епархии (76)
и экзархаты (4). Возглавляют епархии архиереи (епископы, архиепископы и
митрополиты), подчинённые патриарху. Всего в епископате русской П. ц. более
70 архиереев. Русская П. ц. возглавляется патриархом и управляется им совместно
с Синодом. Синод включает патриарха (председатель) и 8 епархиальных архиереев.
5 членов Синода являются постоянными и 3 -временными, вызываемыми поочерёдно
для участия в полугодичных сессиях Синода. Различными сторонами церк. деятельности
руководят синодальные учреждения: отделы (внешних церк. сношений и издательский),
комитеты (учебный и пенсионный) и хоз. управление. Важная роль отводится
комиссии Синода по вопросам христ. единства и межцерковных сношений. В
1974 действовало ок. 7,5 тыс. православных церквей и молитвенных домов.


Православно-церковные кадры готовят 3 духовные
семинарии (Московская, Ленинградская и Одесская) и 2 духовные академии
(Московская и Ленинградская). За 1945-73 в духовных школах русской П. ц.
подготовлено ок. 1 тыс. докторов, магистров и кандидатов богословия. Функционирует
16 монастырей, кроме того, 2 монастыря находятся за пределами СССР: мужской
Пантелеймоновский на Афоне (Греция) и женский Гор-ненский близ Иерусалима.
Имеются за рубежом и приходы русской П. ц., объединённые в 2 благочиния
(венгерское и финляндское) и 3 экзархата (западноевропейский, среднеевропейский
и латиноамериканский). В отд. округ входят приходы русской П. ц. в США
и Канаде. В Иерусалиме находится рус. духовная миссия, основанная ещё в
дореволюц. время; в Дамаске, Женеве и Праге -представительства, в Бейруте,
Белграде и Софии - подворья.


Рус. П. ц. издаёт литературу религ.-богослужебного
назначения. С сент. 1943 ежемесячно выходит "Журнал Московской патриархии"
(часть тиража с 1971 на англ. яз.), с 1946-"Православний вюник" (Львов),
с 1960 - ежегодник "Богословские труды", а также зарубежные периодич. издания.
Регулярно издаются настенные и настольные календари. Изданы Библия (1956
и 1968), четырёхтомник проповедей, речей и посланий патриарха Алексия и
четырёхтомник произведений митрополита Николая (Ярушевича), сборники "Правда
о религии в России", "Патриарх Сергий и его духовное наследство", "Поместный
собор русской православной церкви" и т. д. Ряд периодических изданий выходит
за рубежном: "Единая церковь" (на англ. яз., Нью-Йорк), "Вестник Русского
западноевропейского патриаршего экзархата" (на франц. и рус. яз., Париж),
"Голос православия" (на нем. яз., Берлин), "Церковная хроника" (на венг.
яз., Будапешт), "Православний вюник" (на укр. яз., Канада), "Единая церковь"
(на англ. яз., Лондон).


Нормальное функционирование русской П.
ц., протекающее в рамках сов. законодательства о религ. культах, наглядно
и убедительно опровергает враждебные измышления о том, будто верующие граждане
Сов. Союза не имеют возможности удовлетворять свои религ. потребности.


Грузинская православная церковь имеет
собств. организацию и структуру. Её возглавляет католикос: патриарх Давид
V (Девдариани). В её составе 4 епархии. Священнослужителей готовят в семинарии
(Мцхета). См. также ст.: Ереси в России, Иосифляне, Нестяжатели, Брестская
уния 1596, Христианство, Православие.



Лит.: Гордиенко Н. С., Современ-ное
православие, М., 1968; Курочкин П. К. Православие и гуманизм, М., 1962;
его же, Эволюция современного русского православия, М., 1971; Новиков М.
П., Православие и современность, М., 1965; Дулуман Е. К., Лобов и к Б.
А., Танчер В. К., Современный верующий, М., 1970; К обществу, свободному
от религии, М., 1970; Куроедов В. А., Религия и закон, М., 1970; его же,
Из истории взаимоотношений Советского государства и церкви, "Вопросы истории",
1973, № 9, с. 15 -31г Лисавцев Э. И., Критика буржуазной фальсификации
положения религии в СССР, М., 1971; Никольский Н. М., История русской церкви,
2 изд., М.- Л., 1931; Церковь в истории России (IX в.- 1917), М., 1967;
Шахнович М. И., Ленин и проблемы атеизма, М. - Л., 1961; Патриарх Сергий
и его духовное наследство, [М.], 1947; Поместный собор русской православной
церкви. 30 мая - 2 июня 1971 г. Документы. Материалы. Хроника, М., 1972;
Русская православная церковь и Великая Отечественная война. Сб. церковных
документов, [М., 1943]. Н. С. Гордиенко, П. К. Курочкин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я