ПРЕДМЕТИЗАЦИЯ
произведений печати,
метод многоаспектной аналитико-синтетич. обработки произведений печати
по содержанию, заключающийся в отборе и обозначении (как правило, в условной
словесной форме) предметов, их свойств и отношений. Под предметом понимается
любой объект мысли, описываемый или упоминаемый в тексте, к-рый может быть
интересен читателю (потребителю). В качестве пред-метизируемого объекта
чаще всего выступает издание в целом (книга, брошюра, журнал и т. п.) или
его части (главы, параграфы, страницы, статьи и т. д.).
Объектами П. могут быть не только произведения
печати, но и любые другие носители информации, а также информац. запросы.
При анализе текста и формулировке предметных рубрик принимаются во внимание
конкретные условия использования метода П. и особенности предме-тизируемого
документа (напр., при П. книги в целом для каталога учитываются не только
её содержание, но также форма и назначение - читательское и целевое).
Практич. приёмы и правила применения метода
П. составляют содержание как общей методики П. (разрабатываемой для всех
видов документов независимо от их тематики), так и частных методик, определяемых
спецификой объекта П. и конкретными информационно-поисковыми задачами (напр.,
П. мед. лит-ры, П. авторефератов диссертаций и т. п.).
Метод П. широко используется при составлении
предметных каталогов, вспо-могат. предметных указателей, предметных указателей
литературы и других информационно-поисковых систем. Общность языков
предметных рубрик и дескрипторных языков, установленная в информатике,
позволяет рассматривать П. как вид индексирования.
Лит.: Кругликова В. П., Пред-метизация
произведений печати, М., 1967; Михайлов А. И., Чёрный А. И., Гиляревский
Р. С., Основы информатики, 2 изд., М., 1968. Э. Л. Призмент.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я