ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
религ. представление
об исходящей от воли божества детерминированности этич. поведения человека
и отсюда его "спасения" или "осуждения" в вечности. Особое значение приобретает
в монотеистич. религиях, поскольку с точки зрения последоват. монотеизма
всё
существующее определяется в конечном счёте волей бога. При этом концепция
П. вступает в противоречие с учением о свободе воли и ответственности
человека за его вину, без к-рого оказывается невозможной религ. этика.
Это обусловило возникновение споров о П. в иудаизме, исламе, христианстве.
Сообщая
о существовании в Иудее трёх направлений, историк Иосиф Флавий (1 в.) характеризует
ессеев как сторонников доктрины о П., саддукеев - как сторонников учения
о свободной воле, а фарисеям приписывает компромиссную позицию. В исламской
теологии 8-9 вв. шла острая полемика между джабарита-ми, учившими об абсолютном
П., и када-ритами, отстаивавшими свободу воли. В христианстве концепция
П. была сформулирована Августином
в борьбе
с пелагианством: благодать
не может быть заслужена и обусловлена лишь свободным произволом божества.
Повышенный интерес к проблеме П. характерен для религ. индивидуализма Реформации
- для М.
Лютера и особенно для Ж. Кальвина, развившего
учение об абсолютном П.-кальвинизм. С. С. Аверинцев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я