ПРЕДРОМАНТИЗМ
преромантизм, комплекс
идейно-стилевых тенденций в зап.-европ. лит-ре 2-й пол. 18 - нач. 19 вв.
и изобразит, иск-ве кон. 18 - нач. 19 вв.; генетически предвосхищая романтизм,
П.
сохраняет преемственность нек-рых мотивов и идей лит-ры сентиментализма
(апелляция
к "чувству", апология "естественного" существования, поэтизация "мирной"
природы и др.), однако это идеологически разные течения: в рамках сентиментализма
осуществляется критика рационализма Просвещения, тогда как П.- начало его
полного и бескомпромиссного отрицания. "Зыбкая", переходная природа П.
находит подтверждение в творч. судьбах "предромантиков", часто относимых
либо уже к романтизму (У. Блейк), либо ещё к сентиментализму (Ж. А. Бернарден
де Сен-Пьер). Связанный с выдвижением третьего сословия, П. проникнут пафосом
самоопределения и утверждения личности ("Влюблённый дьявол" Ж. Казота;
в известной мере произв. маркиза де Сада). В предрево-люц. годы франц.
П. обретает гражданственное антифеод. звучание.
Наиболее характерно и полно П. развился
в Англии. Констатируя кризис просветит. сознания, англ. П. демонстративно
реставрирует "старину" (мистификации Т. Чаттертона, Дж. Макферсо-на), обращается
к нар. творчеству (песни и баллады Т. Перси, А. Рамзей и др.), создаёт
"готический роман" (А. Радклиф и др.). Поэтизируя душевную стихию, углубляясь
в неё, англ. П. переносит акцент на перипетии индивидуальной человеческой
судьбы. В русле увлечения средневековьем лежит и возрождение интереса к
"варварскому" У. Шекспиру как образцу истинной поэзии ("Мысли об оригинальном
творчестве", 1759, Э. Юнга). Критика бурж. прогресса выразилась
в "кладбищенской поэзии" Юнга ("Жалоба, или Ночные думы", 1742-45), в меланхолич.
"Элегиях" (1751) Т. Грея. П. проявился также в лит-pax США, Венгрии, Италии,
Испании. В России П. не получил законченного выражения; синкретизм рус.
лит-ры кон. 18 в. (одновременное присутствие различных идейно-художеств.
тенденций) свёл его к отд. мотивам в поэзии Г. Р. Державина, Н. И. Гнедича,
В. А. Жуковского.
В сфере изобразительного искусства П. гораздо
органичнее переходит в собственно романтизм. Здесь он также отмечен стремлением
к индивидуализации образов, тяготением к драматич. мотивам, островыразительной
художеств. форме и нередко обладает гражданств. звучанием. В. А. Харитонов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я