ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
образ предметов,
воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся
в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ,
созданный усилиями продуктивного воображения, высшая форма чувственного
отражения в виде наглядно-образного знания. В отличие от восприятия,
П.
поднимается над непосредств. данностью единичных объектов и связывает их
с общим началом, с понятием. П. осуществляется в двух формах - в
виде воспоминания и воображения. Если восприятие относится только к настоящему,
то П. одновременно относится и к настоящему, и к прошлому.
П. есть вспоминающее созерцание, спецификой
к-рого является промежуточность между созерцающим и мыслящим сознанием.
Без воспоминания было бы невозможно узнавание: "...так называемое воспоминание
в собственном смысле слова есть отнесение образа к созерцанию и притом
в качестве подведения непосредственного единичного созерцания под то, что
по своей форме является общим, под представление, имеющее то же самое содержание"
(Гегель, Соч., т. 3, М., 1956, с. 257).
С помощью воображения создаются П. и мысленные
ситуации, непосредственно не воспринимающиеся в целом в действительности.
Чем реальнее отражение в П., тем продуктивнее его регулятивная и стимулирующая
деятельность во всех видах человеческого творчества.
Восприятие и П. не есть независимые силы
или способности сознания. Они образуют неразрывное единство. При этом П.
является синтезом многих чувственных впечатлений. Характеризуя диалектику
взаимоотношения П. и мышления, В. И. Ленин писал: "Представление
ближе к реальности, чем мышление? И да, и нет. Представление не может схватить
движения в целом, например, не схватывает движения с быстротой 300 000
км. в 1 секунду, а мышление схватывает и должно схватить" (Поли, собр.
соч., 5 изд., т. 29, с. 209).
Лит. см. при ст. Воображение.
А. Г. Спиркин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я