ПРЕКРАСНОЕ

ПРЕКРАСНОЕ категория эстетики,
характеризующая явления, обладающие высшей эстетич. ценностью. Как эстетич.
ценность П. отличается от нравственных и теоретич. ценностей (добра, истины)
тем, что оно связано с определённой чувственной формой и обращается к созерцанию
или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, восприятие П. носит
бескорыстный характер.


Для древнейшего эстетич. сознания П. мыслилось
как неотъемлемое свойство мира, космоса. Для пифагореизма П. есть
гармония, внутренне присущая вещам, источник к-рой усматривался в мистически
понимаемых количеств. отношениях. По Гераклиту, "прекраснейший строй мира"
и "прекраснейшая гармония" являются результатом единства и борьбы противоположностей.
Гераклит говорит также об относительности П.: ч...Самая прекрасная обезьяна
безобразна по сравнению с родом людей" (Платон, "Гиппий Больший", 289А).
По Сократу, относительность П. обусловлена тем, что чвсе хорошо и прекрасно
по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено" (Ксенофонт, Воспоминания
о Сократе, III, 8,5). Платон проводит чёткое различие между тем, ччтб прекрасно"
и тем, ччто такое прекрасное" (Гиппий Больший, 287 Е), т. е. между сущностью
П. и его проявлениями. Сущность П. Платон трактует как вечную, безотносительную,
божеств. идею, от к-рой зависит существование всех прекрасных явлений (см.
чПир", 211 А - В). Человек же, "видя здешнюю красоту, вспоминает красоту
истинную" ("федр", 249 D).


Отвергая теорию платоновских чидей", Аристотель
полагает, что должно быть единым чпрекрасное и бытие прекрасного" ("Метафизика",
VII, 6 1031 в). В соответствии с этим Аристотель рассматривает П. как объективное
свойство самой действительности, как проявление её закономерностей: "...самые
главные формы прекрасного, это - порядок < в пространстве >, соразмерность
и определенность..." (там же, XIII, 3, 1078а 34); в живой природе П. связано
с целесообразностью (см. "О частях животных", 645а).


Объективно-идеалистич. понимание П. развивается
в эстетич. учениях неоплатонизма и христианства. Согласно Плотину,
П. в телах возникает благодаря приобщению к высшей красоте, исходящей от
Единого (см. чЭннеады", 1, 6, 1-9). Августин писал, что бог сотворил чпре-красные
разнообразные формы, блестящие и приятные цвета" ("Исповедь", X, 34). Фома
Аквинский, усматривая конечный источник П. в боге, условиями П. считал
целостность, или совершенство, должную пропорцию, или созвучие, и ясность
(см. "Summa theologiae" I, qu. 39, art. 8).


Мыслители эпохи Возрождения были убеждены
в объективности П., к-рое определяется Л. Б. Алъберти как "...строгая
соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат..."
(чДесять книг о зодчестве", т. 1, М., 1935, с. 178). Для Леонардо да Винчи
и других теоретиков и практиков искусства Возрождения гармонически и многосторонне
развитый человек - высшая мера П.


Классицизм трактовал П. и его оценку
рационалистично и нормативно. В эпоху Просвещения эстетика вычленяется
в самостоят. дисциплину (у А. Баумгартена) именно как чнаука о прекрасном".
Анализ П. у просветителей связан с их поисками гармонических обществ, связей,
преодолевающих противоречия совр. цивилизации. П. рассматривается как посредствующее
звено между разумом и чувствами, отвлечённым долгом и естеств. влечениями,
как "свобода в явлении" (Ф. Шиллер), как единство правды и идеала в иск-ве
(Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Дидро, считая, что "...восприятие отношений
есть основа прекрасного", различает "реально прекрасное" и "прекрасное,
которое мы воспринимаем", или "относительно прекрасное" (см. Избр. произв.,
М., 1951, с. 382, 378). Англ. сенсуалистич. эстетика 18 в. детально исследовала
психологию восприятия и переживания П. (Ф. Хатчесон, Г. Хом, Э. Бёрк).
Абсолютизация субъективной стороны П. привела к идеалистич. отрицанию его
объективности в эстетич. воззрениях Д. Юма и И. Канта. По мнению Канта,
чэстетическое свойство" - что, что в представлении об объекте чисто субъективно..."
(Соч., т. 5, М., 1966, с. 188) и "...суждение вкуса не познавательное суждение..."
(там же, с. 210). Предмет может считаться прекрасным, если отношение к
нему будет незаинтересованным, если он без понятия представляется как объект
всеобщего чнеобходимого удовольствия" и если он воспринимается как обладающий
"формой целесообразности" "без представления о цели" (там же, с. 245, 240).
Г. Гегель цри исследовании П. отвергает кантовское "...ошибочное представление
о существовании прочной противоположности между субъективным мышлением
и объективными предметами..." (Соч., т. 12, М., 1938, с. 61). Для Гегеля
П. объективно как "чувственная видимость идеи" (там же, с. 115). Поскольку
же в природе идея проявляется лишь смутно, то и П. в ней несовершенно.
Только искусство, по Гегелю, способно осуществить необходимое для истинно
П. полное соответствие идеи и образа; П. в искусстве и есть идеал. Ценнейшее
достижение гегелевской эстетики - диалектич. подход к изучению П. и понимание
историч. развития П., хотя и на объективно-идеалистич. основе.


Материалистич. эстетика 18-19 вв. доказывала
объективность П., рассматривая его как свойства, качества, отношения самой
материальной действительности. "Под красотой я понимаю,-писал Э. Бёрк (Великобритания)
в кн. ч Философское исследование происхождения наших идей о возвышенном
и прекрасном",- качество или качества тел, благодаря которым они (тела.-
Ред.)
вызывают
любовь или подобную страсть". Н. Г. Чернышевский выступил против упрощённой
трактовки этой объективности у Бёрка, критикуя его за то, что тот принял
"прекрасное и возвышенное прямо за качества самих тел, производящих на
нас такие впечатления" (Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с. 136). Согласно
Чернышевскому, чпрекрасное есть жизнь" и чпрекрасно то существо, в котором
видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям" (там же,
с. 10).


В бурж. эстетике кон. 19-20 вв. проблема
П. рассматривается с идеалистич. позиций. Согласно субъективно-идеалистич.
теории вчувствования (Р. Фишер, Т. Липпс, Верной Ли и др.), П. образуется
проецированием на предмет человеческого чувства. По определению Дж. Сантаяны
(США) ч...красота есть наслаждение, рассматриваемое как качество вещи"
("Тhе sense of beauty", N. Y., 1955, p. 51). Для Б. Кроче П.- "адекватность
выражения" (см. "Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика",
ч. 1, М., 1920, с. 106). В эстетике прагматизма П. трактуется как
качество "опыта" в идеалистическом его понимании; Дж. Дьюи (США)
сводит П. к "обозначению характерной эмоции" ("Art as experience", N. Y.,
1934, p. 129). Ряд представителей совр. бурж. эстетики стирает границы
между П. и безобразным.


Марксистская эстетика раскрыла закономерную
связь между П. и трудовой деятельностью человека, на основе к-рой вообще
возникло его эстетич. отношение к миру. К. Маркс отмечает, что "...человек
формирует материю также и по законам красоты", поскольку он в практическом
созидании предметного мира утверждает себя в своей общественно-человеческой
сущности и, в отличие от животного, "производит универсально... будучи
свободен от физической потребности...", "...свободно противостоит своему
продукту", умеет производить по мерам любого вида и всюду умеет прилагать
к предмету соответствующую меру (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв.,
1956, с. 566). Многообразные явления природы и обществ, жизни обладают
свойством П. в той мере, в какой они в своей конкретно-чувств. целостности
выступают как общественно-человеческая ценность, свидетельствующая об утверждении
человека в действительности, предметно воплощающая свободное развитие человека
и общества. Поэтому восприятие и переживание П. вызывает бескорыстную любовь,
чувство радости и ощущение свободы.


Определ. закономерности (правильность,
симметричность, гармония, ритм, пропорциональность, "целесообразность",
мера в звуковых и цвето-световых отношениях), характеризующие внеш. облик
явлений, стали обладать эстетич. значимостью, поскольку через познание
и использование их человек материально и духовно утверждает себя в мире.
Свойством П. обладает сам человеческий труд как свободная, творческая,
общественно значимая деятельность, доставляющая наслаждение "...игрой физических
и интеллектуальных сил" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,
т. 23, с. 189), а также её результаты, несущие на себе "отпечаток" большого
мастерства и высокой культуры. В продуктах человеч. деятельности П. выступает
как проявление и, следовательно, как свидетельство целесообразности и совершенства.


Значение П. для человека и общества носит
духовно-практич. характер. Восприятие П. бескорыстно, т. е. чуждо вульгарному
утилитаризму, но это не есть "незаинтересованность". Напротив, переживание
П. потому и бескорыстно, что в нём сливаются личные и обществ. интересы,
человек ощущает себя лично причастным к обществ. значению П. Т. о., эстетич.
отношение к П. имеет и этич. аспект, соответствующий единству эстетич.
и нравств. ценностей.


П. в искусстве - его художеств. ценность
- обусловлено правдивым отражением жизни (красота истины), выражением гуманистических
идеалов, а также мастерством, создающим форму, гармонически соответствующую
содержанию.


П. как ценность, в к-рой выражено объективное
эстетич. значение явлений, осваивается через субъективные эстетич. оценки,
сквозь призму вкусов и идеалов людей. Важнейшей задачей эстетич. воспитания
является формирование и развитие способности человека воспринимать подлинную
ценность П.


В сов. лит-ре по эстетике проблема П.-предмет
дискуссии, в центре к-рой соотношение в П. объективного и субъективного,
природного и общественного.


Лит.: Ванслов В. В., Проблема прекрасного,
М., 1957; Дмитриева Н. А., О прекрасном, М., 1960; Эстетическое. Сб. ст.,
М., 1964; Крюковский Н., Логика красоты, [Минск, 1965]; Лосев А. Ф., Шестаков
В. П., История эстетических категорий, [М.], 1965; Природа и функции эстетического,
[М.], 1968; Борев Ю., Эстетика, М., 1969; Столович Л. Н., Категория прекрасного
и общественный идеал, М., 1969; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской
эстетике, 2 изд., Л., 1971; Philosophies of beauty..., sel. and ed. by
E. F. Carritt, Oxf.. [1962]. Л. Н. Столович.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я