ПРЕРАФАЭЛИТЫ
(от лат. ргае - перед
и Рафаэль), английские художники и писатели 2-й пол. 19 в., ставившие
целью возрождение "искренности", "наивной религиозности" ср.-век. и раннеренессанс-ного
иск-ва ("до Рафаэля"). "Братство прерафаэлитов" (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood)
было осн. в 1848 поэтом и живописцем Д. Г. Россетти, живописцами Дж. Э.
Миллесом и X. Хантом, испытавшими влияние Ф. М. Брауна (а через
него - нем. наэарейцев) и поддержанными Дж. Рескином. Выступая
с романтич. критикой бурж. культуры, П. противопоставляли холодному академизму
(корни к-рого они видели в иск-ве Высокого Возрождения) "священный огонь",
"живую веру" т. н. примитивов, отвергнутых эстетикой нового времени. Неисторич.
апология средневековья, связанная у П. с требованием эстетизации совр.
жизни, вела к преобладанию в их творчестве принципа стилизации, черт преувеличенного
декоративизма в сочетании с тщательной детализацией. Поэзия П., в частности
Россетти, отмечена в духе Дж. Китса чувственным отношением к красоте (что
сближает с П. поэтов А. Теннисо-на, Р. Браунинга, а впоследствии -А. Ч.
Суинберна) и спиритуалистич. культом любви, основанным на традициях ср.-век.
итал. лит-ры. После распада "Братства" в 1853 новый подъём движения П.
начинается с кон. 1850-х гг., когда вокруг Россетти группируются свежие
силы - художники У. Моррис, Э. Берн-Джонс, У. Крейн, Дж. Ф. Уотс
и др. Живопись П. развивается в сторону сложной, до пряности расцвеченной
плоскостной орнаментики и мистич. усложнённости образного строя (Россетти,
Берн-Джонс). Более широкий характер носит деятельность убеждённого социалиста
Морриса, к-рый стремился воссоздать в противовес обезличенному машинному
"одухотворённое" ручное производство, внести красоту в повседневный быт.
Он объединил мн. мастеров (в т. ч. Ф. М. Брауна, А. Хьюгса, арх. Ф. Уэбба)
в возрождении англ. декоративно-прикладного иск-ва (рисунки для разнообразных
изделий организованных Моррисом художественно-пром. мастерских, оформление
изданий Келмскоттской типографии и т. д.).
Прерафаэлиты. Э. Берн-Джонс. "Поклонение
волхвов". Шпалера, вытканная в мастерской У. Морриса. Эрмитаж. Ленинград.
Идеи и практика П. во многом повлияли на
развитие символизма и эстетизма "конца века" в лит-ре (У. Патер,
О. Уайльд), содействовали утверждению стиля "модерн" в изобразит.
(О. Бёрдсли и др.) и декоративном иск-вах, легли в основу теории активной
"жизнестроительной" роли иск-ва в социальном процессе.
Лит.: Венгерова 3 А., Литературные
характеристики, [т. 1] - Прерафаэлитское движение в Англии, СПБ, 1897;
Ruskin J., Pre-Raphaelitism, L., 1851; Fгеdeman W. E., Pre-Raphaelitism.
A bibliocritical study, Camb. (Mass.), 1965; Hunt J. D., The Pre-Raphaelite
imagination. 1848 - 1900, [Lincoln], 1968; Hоnnighausen L., Praraphaeliten
und Fin de Siecle, Munch., 1971. A. H. Дорошвич.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я