ПРИБАЛТИЙСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
объединяет
сеть жат. дорог Эст. ССР, Латв. ССР, Литов. ССР и Калининградской обл.
РСФСР. Эксплуатац. длина дороги 6230 км (1974). Управление дороги
в г. Рига. Жел. дороги, появившиеся на этой территории более 100 лет назад,
вначале предназначались для связи Петербурга с Зап. Европой и Центр, р-нов
Европ. части с крупными портами России на Балтийском море (Таллин, Рига,
Лиепая, Вентспилс). В 1873 были сданы в эксплуатацию участки Дау-гавпилс
- Радвилишкис, Елгава - Мажейкяй, Науя-Вильня - Минск. В том же году было
закончено строительство значительной части Ландваро-во (ныне Лентварис)-Роменской
железной дороги (от ст. Ландварово до ст. Бобруйск). Этим было положено
начало соединению разрозненных линий в единую ж.-д. сеть. В период господства
бурж. диктатуры в Эстонии, Латвии и Литве были нарушены исторически сложившиеся
связи России с этими портами, что привело к резкому уменьшению грузооборота
жел. дорог. После окончания Великой Отечеств. войны 1941-45 жел. дороги
не только были полностью восстановлены после разрушения, но и реконструированы.
Небольшие по протяжённости, но тесно взаимосвязанные жел. дороги Эстонии,
Латвии и Литвы были объединены (1963) в единую П. ж. д. Она имеет 7 отделений:
Рижское, Дау-гавпилсское, Елгавское, Эстонское, Вильнюсское, Шяуляйское
и Калининградское. Граничит с Октябрьской ж. д. по станциям Нарва, Печоры-Псковские,
Пыталово, Зилупе; с Белорусской ж. д.- по станциям Бигосово, Пабраде, Гудогай,
Стасилай, Поречье, а также с жел. дорогами Польши.
В связи с быстрым развитием нар. х-ва сов.
прибалтийских республик в послевоенное время грузооборот дороги возрос
во много раз, составив в 1973 38,9 млрд. т-км (1,3%общесоюзного);
пассажирооборот - 8,5 млрд. пасс.-км. Такой рост перевозок потребовал
технич. перевооружения П. ж. д.: значительно усилено путевое х-во, мн.
участки дороги оборудованы полуавтоматич. и автоматич. блокировкой и диспетчерской
централизацией, электрифицированы пригородные линии.
К 1974 на долю тепловозной тяги приходилось
около 90% всего грузооборота, а пасс. перевозки полностью выполняются с
помощью тепловозной и электровозной тяги. Узкоколейный участок П. ж. д.
Таллин - Пярну перестроен на широкую колею, внедряется электрич. централизация
стрелок и сигналов. Возросла пропускная способность крупных станций дороги:
Шкыротава, Даугавпилс, Таллин, Тарту, Вильнюс, Калининград. Построена новая
сортировочная станция Панеряй. В 1973 уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных
работ составил ок. 82%. П. ж. д. имеет важное общесоюзное значение, т.
к. обслуживает 5 крупных торг. мор. портов, 2 нефте-перевалочные базы и
8 рыболовецких портов (среди них - Калининград, Клайпеда, Лиепая, Вентспилс,
Пярну, Рига, Таллин, Хаапсалу, Пальдиски и др.), а также курорты, расположенные
на Рижском взморье и в Калининградской обл. Примерно 1/2 пассажирооборота
дороги приходится на пригородные перевозки. Награждена орденом Октябрьской
Революции (1971). Е. Д. Хануков.
ПРИБАЛТИЙСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, схема
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я