ПРИДНЕПРОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
на
Ю. Украины. Организована в 1958. Эксплуатац. длина (1974) 3275,9 км,
или
2,4% от протяжённости всей сети жел. дорог СССР. Первый участок дороги
от Лозовой до Александров-ска (Запорожье) с ветвью на Нижнедне-провск (у
Екатеринослава) в 208 вёрст был сдан в эксплуатацию в 1873.
Управление в г. Днепропетровске. Дорога
имеет 4 от деления: Днепропетровское, Криворожское, Запорожское и Крымское.
Граничит с Донецкой ж. д. по ст. Красноармейское, Чаплине, Камыш-Заря;
с Южной ж. д. по станциям Лозовая и Красноград; с Одесско-Кишинёвской ж.
д. по станциям Вадим, Нововесёлая, До-линская и Высокополье. Обслуживает
Днепропетровскую, Запорожскую, Крымскую обл., значит, часть Херсонской
и нек-рые р-ны Харьковской обл. УССР. П. ж. д. взаимодействует с Черноморско-Азовским
мор. пароходством (порты Бердянск, Керчь, Феодосия, Севастополь и Евпатория)
и с Днепровским речным пароходством (пристани Запорожье, Днепропетровск,
Никополь и Днепродзержинск).
Связывает Донбасс с Криворожским железорудным
бассейном двумя широтными магистралями: Чаплино - Синельниково - Нижнеднепровск
- Верховце-во - Пятихатки и Камыш-Заря - Пологи - Запорожье - Апостолово
- Кривой Рог-Сортировочная - Долинская. Обслуживает ряд крупных пром. центров:
Днепропетровск, Запорожье, Днепродзержинск, Кривой Рог, Павлоград, Никополь,
Новомосковск и др., а также с.-х. р-ны.
Удельный вес П. ж. д. в общесоюзном отправлении
и прибытии грузов по сети ж. д. весьма высок. Несмотря на сравнительно
небольшую протяжённость, П. ж. д. превосходит мн. др. дороги по размерам
отправления грузов и уступает только Донецкой и Западно-Сибирской ж. д.,
а по размерам прибытия - Донецкой, Московской и Западно-Сибирской ж. д.
Однако в связи с относительно небольшой дальностью перевозок удельный вес
П. ж. д. в грузообороте сети сравнительно невелик (82,1 млрд. т-км),
т.
е.
менее 3% (1974). В перевозках грузов преобладают жел. и марганцевая
руды, кам. уголь, кокс, чёрные металлы машины, стройматериалы, флюсы, зерно.
Грузонапряжённость дороги св. 24 млн. m * км/км.
Велико значение П. ж. д. для пассажирских
В годы Великой Отечеств, войны 1941-45
Награждена орденом Ленина (1971). Е.
перевозок. Пассажирооборот (1974) 7,7 млрд. пасс*КМ. Она связывает
общесоюзные здравницы Крыма со всей сетью железных дорог СССР, подходящих
к П. ж. д. с севера, востока и запада; особенно велик поток пассажиров
с северного направления в Крым и обратно по линии Лозовая - Запорожье -
Мелитополь - Джанкой и далее до Симферополя, Керчи, Феодосии, Севастополя
и Евпатории. Наиболее интенсивный пассажи-рообмен с Московской, Одесско-Кишинёвской,
Донецкой, Юго-Западной, Южной, Северо-Кавказской, Октябрьской и Львовской
ж. д. Развитию перевозок между Крымом и Кавказом способствовало создание
железнодорожно-водной паромной переправы через Керченский прол. между станциями
Крым и Кавказ, намного сократившей пробег подвижного состава. На П. ж.
д. сильно развито пригородное пасс, движение (св. 4/
удельный вес в суммарном пассажире-обороте сравнительно невелик и колеблется
в пределах 20-22%.
П. ж. д. была сильно разрушена, в т. ч. крупные мосты через р. Днепр. За
послевоен. годы была не только полностью восстановлена, но и коренным образом
реконструирована. Гл. меридианное направление (Лозовая - Запорожье -Симферополь
- Севастополь) переведено на электрич. тягу, электрифицированы осн. широтные
направления и пригородные участки. В 1973 77,7% грузооборота выполнялось
электрич. тягой, 22,3%-тепловозной. Мн. участки дороги оборудованы автоматич.
блокировкой и диспетчерской централизацией стрелок и сигналов. Осн. сортировочные
станции оснащены совр. оборудованием. Построен ряд новых крупных вокзалов.
Д. Хануков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я