ПРИМИТИВИЗМ

ПРИМИТИВИЗМ (от примитив) в изобразит,
иск-ве кон. 19-20 вв., намеренное опрощение изобразит, средств и обращение
художников к формам т. н. примитивного иск-ва - первобытного, средневекового,
народного, иск-ва древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества.
Распространение П. как творч. принципа обусловлено стихийно-анархич. неприятием
рядом художников совр. бурж. культуры (с её острыми противоречиями и господствующим
в ней духом позитивизма), их бегством от действительности к первозданным,
"незамутнённым" пластам жизни. П. исходит из эстетич. освоения художеств,
культур, ранее считавшихся "низменно-грубыми", "варварскими", и стремления
обрести их средствами целостность, эмоциональную ясность, "спонтанность"
мировосприятия, противостоящие как аналитич. реализму, так и натурализму
и импрессионизму. Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались
с разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений
иск-ва кок. 19-20 вв. (см. Постимпрессионизм, Авангардизм), часто
- с разрывом со всеми традициями европ. художеств. культуры, сложившимися
с 16 в. Не будучи единым направлением, П. по-разному проявлялся в творчестве
мн. мастеров: П. Гогена и "наби", представителей фовизма,
кубизма, парижской школы
и дадаизма во Франции, экспрессионистов
объединения "Мост" в Германии, в России - участников группировок "Голубая
роза"
(после её распада и преодоления её мастерами символистич. тенденций),

"Бубновый валет" и "Ослиным хвост"
(где
теоретиком П. был А. В. Шевченко).


Термин "П." часто применяется и по отношению
к т. н. наивному искусству, т. е. творчеству мастеров, не получивших проф.
подготовки, однако вовлечённых в общий художеств. процесс конца 19-20 вв.
Произв. этих художников (А. Руссо во Франции, Н. Пиросманашвили
в
Грузии, Ф. Мухе в Германии, Р. Ви-ва в Италии, И. Генералич в Хорватии,
X. Пиппин и А. М. Робертсон, прозванная "бабушка Мозес", в США и др.) присущи
своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание (порой комичное)
обобщённости форм и мелкой буквальности в деталях.


Илл. см. на вклейке, табл. XXIII (стр.
512-513).


Лит.: Goldwater R. J., Primitivism
in modern painting, N. Y. - L., 1938.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я