ПРИТЧА

ПРИТЧА дидактико-аллегорич. жанр
лит-ры, в осн. чертах близкий басне. В отличие от неё форма П. 1)
возникает лишь в нек-ром контексте, в связи с чем она 2) допускает отсутствие
развитого сюжетного движения и может редуцироваться до простого сравнения,
сохраняющего, однако, особую символич. наполненность; 3) с содержат. стороны
П. отличается тяготением к глубинной "премудрости" религ. или моралистич.
порядка. П. в своих модификациях есть универсальное явление мирового фольклорного
и лит. творчества. Однако для определённых эпох, особенно тяготеющих к
дидактике и аллегоризму, П. была центром и эталоном для др. жанров, напр.
"учительная" проза ближневосточного круга (Ветхий завет, сирийские
"Поучения Ахикара" и др.), раннехрист. и ср.-век. лит-ры (см. притчи Евангелий,
напр.
П. о блудном сыне). В эти эпохи, когда культура читательского восприятия
осмысляет любой рассказ как П., господствует специфич. поэтика П. со своими
законами, исключающими опи-сательность "художественной прозы" ан-тич. или
новоевроп. типа: природа и вещи упоминаются лишь по необходимости, действие
происходит как бы без декораций, "в сукнах". Действующие лица П., как правило,
не имеют не только внешних черт, но и "характера" в смысле замкнутой комбинации
душевных свойств: они предстают перед нами не как объекты художеств. наблюдения,
но как субъекты этич. выбора. В кон. 19 и в 20 вв. ряд писателей видит
в экономности и содержательности П. образец для своего творчества. Попытку
подчинить прозу законам П. предпринял Л. Н. Толстой. На многовековые традиции
П. опирался Ф. Кафка, а. также интеллектуалистич. драматургия и
романистика Ж. П. Сартра, А. Камю, Ж. Ануя, Г. Марселя и др., исключающие
"характеры" и "обстано-вочность" в традиц. понимании. П. продолжает сохранять
привлекательность для писателей, ищущих выхода к этич. первоосновам человеческого
существования (ср. роль ходов П. у Б. Брехта).


Лит.: Добротворский С., Притча в
древне-русской духовной письменности, "Православный собеседник", 1864,
апрель; Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 2 изд., Л., 1971;
jeremias J., Die Gleichnisse Jesu, 5 Aufl., Gott., 1958; Lambert W., Babylonian
wisdom literature, Oxf., 1960. С. С. Аверинцев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я