ПРИЧАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

ПРИЧАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ транспортные
гидротехнич. сооружения, возводимые в портах при создании причалов.
Осн.
назначение П. с.- обеспечение удобного подхода и швартовки судов. П. с.,
расположенные вдоль берега, наз. н а-бережными, выступающие в портовую
акваторию под углом или нормально к берегу,- пирсами. По конструктивным
признакам П. с. подразделяют на массивные (гравитационные), свайные и сооружения
на спец. основаниях. Массивные П. с. выполняют в виде сплошных стенок из
массивов (искусств. камней правильной формы), оболочек большого
диаметра и т. п. или в виде отд. опор, соединённых между собой (а иногда
и с берегом) пролётными строениями. Свайное П. с. представляет собой либо
ряд свай, образующих сплошную стенку (больверк), либо эстакаду.
К
П. с. на спец. основаниях относятся сооружения на опускных колодцах,
кессонах
и т. п. По поперечному профилю различают П. с. с вертикальной
стенкой, откосные и смешанные (полуоткосныв, полувертикальные). По следние
2 типа применяют почти исключительно в речных портах, где требуется меньшая
глубина у причалов.


Осн. материалами для возведения П. с. служат
бетон, железобетон, камень и сталь. Тип и конструкция П. с. определяются
эксплуатац. требованиями, т. н. гарантированными глубинами у причала (до
25 м в морских портах), гидрологич. условиями, характером грунтов
основания и способами производства работ.


П. с. снабжаются причальными приспособлениями
и устройствами для крепления швартовых канатов: причальными (швартовыми)
тумбами, кнехтами и рымами. Для смягчения удара при швартовке
и навале судов на П. с. под действием ветра предусматриваются отбойные
приспособления, чаще всего выполняемые из упругих материалов различного
профиля и навешиваемые в надводной части лицевых стен П. с. В ряде случаев
для этой цели применяются палы.


Лит. см. при ст. Причал, Е. В.
Курлович.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я