ПРИЧИННОСТЬ
генетическая связь
между отд. состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития.
Возникновение любых объектов и систем и изменение их характеристик (свойств)
во времени имеют свои определяющие основания в предшествующих состояниях
материи. Эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения
- следствиями (иногда -действиями).
Вопрос о П. непосредственно связан с пониманием
принципов строения материального мира и его познания. На основе П. организуется
материально-практич. деятельность человека и вырабатываются науч. прогнозы.
Всё это обусловливает остроту проблемы П. в философии и науке вообще (см.
Детерминизм
и
Индетерминизм).
Проблема
П. тесно связана с
основным вопросом философии: "субъективистская,
линия в вопросе о причинности есть философский идеализм..." (Ленин В. И.,
Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 159).
Сущностью П. является производство причиной
следствия. П. есть внутр. связь между тем, что уже есть, и тем, что им
порождается, что ещё только становится. Этим П. принципиально отличается
от др. форм связей, для к-рых характерен тот или иной тип упорядоченной
соотнесённости одного явления другому.
П. объективна; она есть присущее самим
вещам внутр. отношение. П. всеобща, т. к. нет явлений, к-рые не имели бы
своих причин, как нет явлений, к-рые не порождали бы тех или иных следствий.
Связь причины и следствия является необходимой:
если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает
следствие, причём оно всегда порождается данной причиной при тех же условиях
и во всех др. случаях. Следствие, произведённое нек-рой причиной, само
становится причиной другого явления; последнее, в свою очередь, оказывается
причиной третьего явления и т. д. Эту последовательность явлений, связанных
друг с другом отношением внутр. необходимости, наз. причинной или причинно-следственной
цепью. Её можно назвать "цепью причинения". Любая из цепей причинения не
имеет ни начала, ни конца. Попытки найти абсолютно "первую" или "последнюю"
причины означают обращение в той или иной форме к чуду, сверхъестеств.
силе.
В процессе причинения происходит перенос
материи и движения от причины к следствию. С этим связана другая фундаментальная
черта процесса причинения - перенос структуры от причины к следствию, т.
е. воспроизведение, "отображение" структуры причины в структуре следствия.
Этот факт лежит в основе присущего материи свойства отражения. На
основе причинного воздействия и переноса структуры по цепям причинения
осуществляются все виды создания, восприятия, передачи, хранения, переработки
и использования информации в технич. устройствах и живых организмах.
Информационный аспект процессов причинения играет особенно важную роль
в социальной сфере; именно он становится здесь главенствующим, выражая
существ. особенность П. в социальной области.
Неизбежность переноса материи и движения
от причины к следствию ведёт к тому, что уже сам факт порождения следствия
определённым образом изменяет причину, что является универсальным свойством
П. На основе этого свойства П. в ходе естеств. развития материи возникают
системы с обратной связью и самоорганизующиеся системы. Процесс
причинения последовательно развёртывается во времени. Его исходным пунктом
служит формирование самой причины для действия в данных условиях. Причина
во времени предшествует следствию, но вместе с тем существует более или
менее длительная стадия, когда причина и следствие сосуществуют вместе
и в течение к-рой идёт процесс активного воздействия следствия на причину.
То, как именно будет действовать причина и каким окажется следствие, зависит
не только от природы причины, но и от характера условий, при к-рых развёртывается
действие этой причины. Условия, независимые от причины явления, превращают
в действительность заключённую в причине возможность порождения следствия.
Обоснование П. и её виды. В диалек-тич.
материализме представление о П. обосновывается на основе практики: тот
факт, что человек управляет определёнными природными и социальными процессами,
является решающим доказательством существования П.
С развитием практики и познания раскрываются
новые виды П., к-рые определяются природой соответствующих объектов и систем,
формой движения материи.
Классич. физика основывалась на ме-ханич.
понимании П.: причиной искомого состояния объекта является нек-рое его
исходное состояние и его взаимодействия за исследуемый отрезок времени.
Предсказания солнечного и лунного затмений, времени противостояния планет
и т. п. служили важным обоснованием этой концепции.
Развитие совр. физики, и прежде всего становление
и развитие квантовой механики, привело к существ. видоизменению,
обобщению категории П. Это связано с признанием фундаментальной значимости
нового класса теорий - статистических теорий, к-рые принципиальным образом
включают в свою структуру вероятностные представления (см. Вероятностей
теория, Вероятность). В классич. физике предполагалось, что все связи
между параметрами объекта определены в количеств, отношении строго однозначно
(т. н. "лапласовский детерминизм"). В структуру же статистич. теорий неустранимым
образом включены неопределённости и неоднозначности. Так, напр., в квантовой
механике определение состояния квантовой системы включает в себя неоднозначность
ряда характеристик, поэтому определение будущих состояний системы также
содержит неоднозначность. Вместе с тем наиболее существ. характеристики
при задании состояний определяются вполне однозначно.
Познание причин явлений направлено прежде
всего на раскрытие их сущности. В этой связи принципиальное значение имеет
мысль Ф. Энгельса о том, что бессмысленно настаивать на абсолютно исчерпывающем
познании всех причинно-следственных связей к.-л. объекта (см. К. Маркс
и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 534). В рамках статистич. теорий,
и прежде всего в квантовой механике, П. раскрывает именно существ. взаимосвязи,
к-рые определяются однозначным образом. Познание же причин явлений, ведущих
к неоднозначным связям, выходит за рамки этих теорий.
Тот факт, что статистич. теории включают
в себя неоднозначность и неопределённость, по-своему был истолкован теми
филос. направлениями, к-рые отрицают П. и детерминизм. Утверждая, что статистич.
теории свидетельствуют о принципиальном индетерминизме и знаменуют крушение
принципа П., представители позитивистской философии абсолютизировали наличие
указанной неопределённости.
Развитие новейших обобщений категории П.
непосредственно связано с разработкой новых классов законов - симметрии
и управления. Первые выражают проникновение познания на новые фундаментальные
уровни строения материи, вторые особо уделяют внимание раскрытию целенаправленности
и эффективности функционирования сложных систем. В ходе этих исследований
на первый план выдвигаются и разрабатываются структурно-информационные
аспекты учения о П.
П. есть лишь одна из форм всеобщей связи
явлений. В. И. Ленин подчёркивал, что "каузальность, обычно нами понимаемая,
есть лишь малая частичка всемирной связи..." (Полн. собр. соч., 5 изд.,
т. 29, с. 144). К особо важным типам связей относятся законы природы
и общества. Понятие "закон" более широкое, нежели понятие "П.". Если П.
соединяет только причину и её следствие, то закон может соединять не только
причины с их следствиями, но и, напр., разные следствия той же самой причины,
разные стороны одного и того же следствия, порождённого данной причиной,
и др. связи.
П. никогда не реализуется в "чистом" виде,
освобождённом от присутствия др. форм связи, и только в абстракции может
быть отделена от них. Но такая абстракция необычайно плодотворна и эффективна,
потому что помогает вскрыть П. как основу, на к-рой складывается вся система
многообразных явлений природы и общества. Конечно, когда причинная связь
раскрыта, мышление должно вновь вернуться к целостной картине и как бы
вплести П. в сложную сеть многообразных взаимозависимостей.
В ходе развития совр. науки раскрывается
всё большее многообразие форм связи явлений, выражающихся в виде соотношений,
не имеющих непосредственно причинного характера. На основе такой тенденции
у нек-рых философов и учёных стало складываться ошибочное впечатление,
будто вообще изучение причинных связей, отношений порождения отступило
на задний план и уже не составляет существ. задачи науч. исследования.
П. как бы перестаёт "работать" и приносить необходимые результаты. Так,
англ. философ и математик Б. Рассел пришёл к выводу, разделяемому
рядом др. философов, будто "старое" филос. понятие П. утратило смысл, а
реально П. совпадает с любым законом, позволяющим делать какой-либо вывод
по одной группе явлений о другом явлении (см. "Человеческое познание",
М., 1957, с. 362, 486). Однако это расширительное толкование П. ведёт к
потере её самых осн. специфич. черт.
Существуют также представления, сближающие
П. с фатализмом или даже отождествляющие их, что используется в
двух взаимно исключающих целях -либо для оправдания фатализма, либо для
критики П., как якобы ведущей к телеологии или родственной ей. Но
оба эти подхода несостоятельны. Если в диалектич. учении о П. явления понимаются
как необходимо связанные между собой по своей внутр. природе, то для фатализма
явления сами по себе никак не связаны друг с другом; необходимость лежит
за их пределами и действует помимо них, подчиняясь неотвратимому сверхъестественному
року. Учение же о П., напротив, не утверждает, что нечто порождаемое причиной
произойдёт при всех условиях с неотвратимостью. Изменяя условия, можно
изменить и следствия данной причины; создавая условия, при к-рых возникают
противоборствующие причинные тенденции, можно даже пресекать ранее сложившийся
ход событий, останавливать действие прежней причины и создавать новые возможности.
Указывая на те или иные возможности, П. даёт реальную опору для человеческой
свободы.
Однолинейное механич. понимание П. было
не в состоянии опровергнуть телеологию, поскольку целый ряд фактов не укладывался
в рамки такой П. Трудности причинного объяснения в этом случае привели
к альтернативе: "либо причинность, либо телеология". Эта альтернатива была
преодолена только тогда, когда теория П. стала опираться на представление
о её диалектич. природе, включающей идею об обратной связи и целенаправленности
функционирования сложных систем. Эти представления получили дальнейшую
разработку в ходе развития общей теории управления. То, что движет систему
к определённому состоянию, - не фиктивная "целевая причина", а воздействие
вполне реальных конкретных материальных факторов, характеризующих строение
и динамику сложноорганизованных систем.
Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы,
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Анти-Дюринг, там же;
Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5 изд.,
т. 18; его ж е, Философские тетради, там же, т, 29; Б о м Д., Причинность
и случайность в современной физике, пер. с англ., М., 1959; Фролов И. Т.,
О причинности и целесообразности в живой природе, М., 1961; Бор Н., Атомная
физика и человеческое познание, пер. с англ., М., 1961; Бунге М., Причинность,
пер. с англ., М., 1962; Геизенберг В., Физика и философия, пер. с нем.,
М., 1963; Борн М., Физика в жизни моего поколения. Сб. пер. ст., М., 1963;
Бриллюэн Л., Научная неопределённость и информация, пер. с англ., М., 1966;
Кузнецов И. В., Категория причинности и её познавательное значение, в сб.:
Теория познания и современная наука, М., 1967; Свечников Г. А., Причинность
и связь состояний в физике, М., 1971; На пути к теоретической биологии,
пер. с англ., М., 1970; Омельяновский М. Э., Диалектика в современной физике,
М., 1973; Современный детерминизм. Законы природы, М., 1973. См. также
лит. при статьях Закономерность общественная, Исторический материализм.
И. В. Кузнецов, Ю. В. Сачков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я