ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
организация
уч. процесса по определённой обучающей программе. П. о. появилось
в результате заимствования педагогикой рациональных принципов и средств
управления сложными системами у кибернетики, математич. логики и вычислит.
техники. П. о. предусматривает расчленение учебного материала и деятельности
обучаемого и обучающего на небольшие порции и шаги, получение информации
о выполнении обучаемым каждого шага (оперативная обратная связь) и использование
её для изменения стратегии обучения, приспособление обучения к динамике
усвоения знаний, умений и навыков каждым обучаемым (индивидуализацию темпов
обучения), осуществление обучающим функций управления процессом обучения.
Обучающая программа (обучающий алгоритм), по к-рой осуществляется П. о.,
закладывается или в спец. обучающее устройство (машинное П. о.; см. Технические
средства обучения), или в программированные учебники (безмашинное
П. о.). Относительно определения П. о. к 1975 единого мнения не сложилось:
оно характеризуется и как система науч. организации труда обучающих и обучаемых,
и как педагогич. система, призванная заменить традиционное обучение, и
как некая кибернетич. дидактика, и как новый метод обучения, и, наконец,
как особый вид самостоят. работы. Несмотря на разногласия в определении
П. о., цель его трактуется однозначно - оптимизация управления процессом
усвоения знаний обучаемым. См. также Педагогика.
Лит.: Талызина Н. Ф., Теоретические
проблемы программированного обучения, М., 1969; Беспалько В. П., Программированное
обучение, М., 1970.
Л. Д. Червякова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я