ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА род инструментальной
музыки; муз. произведения, имеющие словесную, нередко поэтич. программу
и раскрывающие запечатленное в ней содержание. Программой может служить
заглавие, указывающее, напр., на явление действительности, к-рое имел в
виду композитор ("Утро" Грига из музыки к драме Ибсена "Пер Гюнт"), или
на вдохновившее его лит. произведение ("Макбет" Р. Штрауса - симф. поэма
по драме Шекспира). Более подробные программы обычно составляются по лит.
произведениям (симф. сюита "Антар" Римского-Корсакова по одноим. сказке
Сенковского), реже - вне связи с лит. прообразом ("Фантастическая симфония"
Берлиоза). Программа раскрывает нечто недоступное для муз. воплощения и
потому не раскрытое самой музыкой; этим она принципиально отличается от
любого анализа или описания музыки; придать её муз. произведению может
только его автор. В П. м. широко применяются муз. изобразительность, звукопись,
конкретизация через жанр.


Простейший вид П. м. - картинная программность
(муз. картины природы, нар. празднеств, битв и т. п.). В сюжетно-программных
произведениях развитие муз. образов в той или иной степени отвечает контурам
сюжета, как правило, заимствованного из художеств. лит-ры. Порой в них
даётся лишь муз. характеристика осн. образов, общего направления развития
сюжета, первоначального и итогового соотношения действующих сил (обобщённо-сюжетная
программность), иногда отображается вся последовательность событий (последовательно-сюжетная
программность).


В П. м. используются методы развития, позволяющие
"следовать" за сюжетом, не нарушая собственно-муз. закономерностей. В их
числе: вариационность и связанный с ней принцип монотематизма, выдвинутый
Ф. Листом; принцип лейтмотивной характеристики (см. Лейтмотив), к-рый
одним из первых применил Г. Берлиоз; объединение в одночастной форме черт
сонатного аллегро и сонатно-симф. цикла, характерное для созданного Ф.
Листом жанра симф. поэмы.


Программность явилась большим завоеванием
муз. иск-ва, стимулировала поиски новых выразит. средств, способствовала
обогащению круга образов муз. произведений. П. м. равноправна с музыкой
непрограммной и развивается в тесном взаимодействии с ней.


П. м. известна с глубокой древности (антич.
Греция). Среди программных произведений 18 в.- клавесинные миниатюры Ф.
Куперена и Ж. Ф. Рамо, "Каприччо на отъезд возлюбленного брата" И. С. Баха.
Ряд программных сочинений создан Л. Бетховеном -"Пасторальная симфония",
увертюры "Эгмонт", "Кориолан" и др. Расцвет П. м. в 19 в. во многом связан
с романтич. направлением в муз. иск-ве (см. Романтизм), провозгласившим
лозунг обновления музыки с помощью единения её с поэзией. Среди программных
произв. композиторов-романтиков - "Фантастическая симфония" и симфония
"Гарольд в Италии" Берлиоза, симфонии "Фауст", "К „Божественной комедии"
Данте", симф. поэмы "Тассо", "Прелюды" и др. Листа. Крупный вклад в П.
м. внесли и рус. композиторы-классики. Большой известностью пользуются
симф. картина "Иванова ночь на Лысой горе" и фп. цикл "Картинки с выставки"
Мусоргского, симф. сюита "Антар" Римского-Корсакова, симфония "Манфред",
увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", фантазия для оркестра "Франческа
да Римини" Чайковского и др. Программные сочинения написаны также А. К.
Глазуновым, А. К. Лядовым, А. Н. Скрябиным, С. В. Рахманиновым и др. Нац.
традиции в области П. м. находят своё продолжение и развитие в творчестве
сов. композиторов - Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича и др.


Лит.: Чайковский П. И., О программной
музыке, Избр. отрывки из писем и статей, М., 1952; Стасов В. В., Искусство
XIX века, Избр. соч., т. 3, М., 1952; Лист Ф., Избр. статьи, М., 1959,
с. 271 - 349; Хохлов Ю., О музыкальной программности, М., 1963; Кlauwеll
О., Geschichte der Programmusik, Lpz., 1910; Sусhrа А., Die Einheit yon
absoluter Musik und Programmusik, "Beitriige zur Misikwissenschaft", [Heft]
1, 1959; Niecks Fr., Programme music in the last four centuries, N. Y.,
1969. Ю. Н. Хохлов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я