ПРОЕКЦИОННЫХ СОВМЕЩЕНИЙ МЕТОД
метод
комбинированной
киносъёмки, основанный на совмещении неск. (ранее снятых) изображений
проекцией их на один экран либо на совмещении определённого изображения
с актёрской сценой, макетом или рисунком, находящимся перед экраном. Проекция
изображений осуществляется либо "покадровое (т. е. с паузами), либо с обычной
частотой (24 кадра в сек) спец. кинопроекторами. П. с. м. позволяет
объединить в одном изображении объекты, снятые в разное время, в различных
местах, масштабных соотношениях и пространственных положениях, а также
дополнить изображение рисунками, схемами, надписями, указателями и пр.
Покадровая проекция и съёмка выполняются, как правило, на небольших экранах
(напр., 24 x 30 см). Съёмка проецируемого изображения с отражающего экрана
осуществляется фронтпроекции методом, а с т. н. просветного экрана
- рирпроекции методом. При покадровой проекции изображение может
пересниматься и непосредственно с плёнки в кадровом окне проектора (методом
оптической печати). Для предотвращения вторичного экспонирования отд. участков
кадра используют различные маски (см. Блуждающей маски метод, Неподвижной
маски метод),
П. с. м. при съёмке с частотой 24 кадра
в сек широко используется в кинематографии и телевидении для комбинации
актёрской сцены с изображением на больших экранах (напр., 5 х 7 м),
что
позволяет снимать "натурные" эпизоды в павильоне студии (напр., создавать
движущийся фон за окнами автомобилей, поездов, самолётов и т. п.).
Лит.: Горбачев Б. К., Техника комбинированных
съемок, 2 изд., М., 1961; Комбинированные киносъемки, М., 1972.
Б. Ф. Плужников.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я